Чем лучше смазать вентилятор компьютера. Смазываем кулер на процессоре

Ноутбук эксплуатируется в самых различных условиях, а система вентиляции постепенно засоряется. Именно износ вентилятора и его засорение является самой популярной причиной разборки портативного компьютера.

Проявлением засорения вентиляции являются:

  • постоянная работа кулера;
  • треск, скрипы и шумы вентилятора;
  • сильный нагрев нижней поверхности клавиатуры;
  • зависания и самопроизвольные выключения.

Если вовремя не смазать кулер, то в скором времени можно ожидать перегрева процессора или видеокарты. Замена этих узлов является дорогостоящей и проблематичной.

Как смазать охлаждающий вентилятор?

Если в системе вентиляции используется неразборный кулер, то нужно отодвинуть крыльчатку от основы и капнуть одну каплю масла. Масло не проводит ток, но все равно не стоит заливать его много. Капнув одну каплю, нужно включить кулер, дать ему поработать, а затем через 5 минут капнуть еще одну каплю. Этого количества будет вполне достаточно.

Если вентилятор разбирается, то сначала нужно продуть его от пыли. Далее снимается наклейка по центру, под которой находится резиновая пробка. Сняв пробку, нужно ввести в отверстие со шприца 1-2 капли, не разбрызгивая масло.

Все работы по смазке вентилятора проводятся при снятом кулере. Перед установкой детали на место необходимо нанести термопасту на поверхность, которая упирается в процессор.

Выбор масла

Важно не только правильно провести смазку подшипника, но и знать, каким маслом пользоваться. Лучше всего воспользоваться силиконовой смазкой. Выбор таких смазок достаточно широкий. Они отличаются консистенцией, но практика показывает, что пользоваться лучше средством такой густоты, которая чуть мягче вазелина.

Чем сильнее консистенция отличается от этого показателя (густоты вазелина), тем ее характеристики хуже. Если средство будет слишком густым, то двигатель кулера может даже не запуститься, особенно после длительного простоя. Густые смазки не подходят для подобных задач, так как просто будут выдавлены с подшипника. Если же смазка будет слишком жидкой, то она просто разлетится.

В ходе эксплуатации ноутбука кулер разгоняется до 5000 оборотов в минуту. При такой скорости механизм постепенно изнашивается. Своевременная смазка продлевает срок эксплуатации подшипника. При этом не стоит сильно заливать его маслом, 1-3 капли обычно достаточно.

Для смазки используется специальное сервисное или машинное масло для высокооборотных механизмов. Такие средства обладают клейким свойством, позволяющим удержаться на детали и не разлететься.

Для смазки подойдут любые синтетические и минеральные масла. Несколько капель можно попросить у друга-автомобилиста. Неплохо подходят в этих целях средства для ухода за машинками для стрижки или электробритвами.

Скрипы и шумы в вентиляторах возникают от износа механизма. Поэтому после нескольких смазок кулер придется менять. Уже после нескольких смазываний подшипника , так как его механизм отрабатывает свой ресурс. Лучше вовремя поменять вентилятор, чем сдавать ноутбук в сервисный центр для ремонта в случае более дорогостоящих поломок.

Нашёл в своих железках пару стареньких вентиляторов и решил разобрать их, чтобы посмотреть как они устроены. К тому же раньше никогда ещё не доводилось разбирать такие вентиляторы полностью. Всё время ограничивался обычным отклеиванием наклейки, выниманием пробки и доливанием пары капель масла на подшипник. Оба эти вентилятора из двух разных блоков питания, один на 120 мм, второй 80 мм. Но и на корпус системного блока крепят точно такие же, для нагнетания в него холодного воздуха или же для откачки горячего. Так что на примере этих, вы сможете провести профилактику своим вентиляторам.

Думал сделать обзор на оба вентилятора, как никак маленькому вентилятору около 15 лет, но в последствии выяснилось что конструкция у них практически одинаковая. Отличия заметны разве что в размере и форме корпуса, крыльчатки и платы двигателя. Поэтому опишу процесс разборки на большом вентиляторе (120мм).

Для начала отклеиваем наклейку, под которой прячется резиновая пробка.

Отвёрткой или чем то острым, подковыриваем и вынимаем пробку.

Под пробкой виднеется металлическая ось крыльчатки, на которую одета разрезная, белая, пластиковая стопорная шайба. Если её плохо видно из-за старой смазки, то протрите её ватной палочкой.

Вставляем узенькую отвёртку в разрез стопорного кольца и поворачиваем на 90 градусов чтобы кольцо раздвинулось. После чего поддеваем отвёрткой кольцо и снимаем его с оси крыльчатки. Во время этого процесса, шайба может запросто выстрелить и укатиться куда нибудь, как правило в самое труднодоступное место, под стол, диван, плинтус и т.д.

После извлечения стопорного кольца, снимаем с оси резиновое колечко.

Теперь без особых усилий можно отделить крыльчатку от рамки, при этом её слегка будут удерживать магниты, которые вмонтированы в корпус крыльчатки.

Снимаем ещё одно резиновое кольцо, с основания оси крыльчатки.

На этом можно сказать, разборка завершена. Очищаем всё от пыли и старой смазки.

Собственно, сама рамка с двигателем.

Так же тщательно очищаем латунную гильзу двигателя от грязи и старой смазки. При желании можете снять плату с обмотками двигателя, правда для чистки и смазки это не обязательно. В моём случае она легко снялась с обоих вентиляторов, но под платой я обнаружил следы клея. Так что возможно у вас так просто не получится её снять.

Собираем всё в обратной последовательности. Резиновые кольца на дно и сверху.

Стопорное кольцо удобно осаживать пинцетом сразу с обоих сторон.

Если вентилятор у вас сильно изношен (шумит, стучит, дребезжит при работе) то лучше сразу заменить такой вентилятор на новый. В противном случае, смажьте ось крыльчатки густой смазкой (солидол и т.д.) перед установкой её на двигатель. У меня же этот вентилятор относительно новый, поэтому я собрал его, а уже потом смазал моторным маслом ибо оно жидкое и всегда заполнит собой все щели.

Подаём иглой масло на кольца и ось крыльчатки, шприц в этом плане незаменим. При этом крыльчатку можно вращать периодически руками, тогда маслу легче будет проникать внутрь. Много лить масла не следует (достаточно 3-5 капель) так как всё лишнее всегда найдёт дырочку и в последствии будет собирать на себя пыль и обрастать мхом или же разлетаться с лопастей по всему системному блоку. Здесь конечно всё зависит от размеров вентилятора, большому нужно больше смазки, ну а маленькому соответственно меньше.

Затыкаем пробку. Если эту площадку для наклейки случайно залили маслом, то нужно протереть её растворителем или уайтспиритом, так как на масло эта наклейка больше не приклеится. Саму наклейку можно заменить скотчем, если старая пришла в негодность.

В принципе с профилактикой всё. Подключаем, проверяем, затем в зависимости от результатов испытаний, устанавливаем в корпус компьютера или блока питания. Или же выбрасываем его и идём в магазин за новым вентилятором, если при разборке окончательно ушатали свой старый вентилятор. Конструкции вентиляторов бывают разные, как на подшипниках скольжения, как в моём случае, так и на подшипниках качения (шарикоподшипник), но общий принцип разборки думаю у них схож.

Послесловие

Недавно попался в руки вот такой вентилятор Gembird диаметром 120мм. Привлёк он моё внимание надписью BALL на защитной наклейке, что переводится вроде как шар, мяч, клубок. После разборки, выяснилось что этот вентилятор собран как раз на шарикоподшипнике. Но его разборка практически ничем не отличается от разборки дешёвого вентилятора, который я разобрал чуть выше в этой теме.

Даже сам подшипник в этом вентиляторе, прекрасно разбирается булавкой. Нужно лишь аккуратно снять с помощью иглы, стопорное кольцо, затем можно извлечь боковую защитную стенку подшипника (пыльник). После чего можно спокойно заниматься профилактикой сепаратора и подшипника в целом, чистить, мыть, менять смазку. В данном случае, подшипник практически идеален, смазки много к тому же она светлая. Если же у вас подшипник сухой и грязный, да к тому же имеется износ (обоймы болтаются так, как будто бы шарики стали меньше), то лучше сменить такой подшипник на новый. Хотя проще а может и дешевле, купить уже новый вентилятор.

Доброго времени суток, уважаемые мои читатели и всем тем, кто шёл мимоходом и решил заглянуть на этот блог. Наверняка каждый, у кого есть дома персональный компьютер, сталкивался с такой проблемой, как шум компьютера . Шум, исходящий непосредственно из под железного кожуха системного блока, а не тогда, когда например хрюкает антивирус Касперского Шум, треск бывает проявляется при включении, потом вроде затихает. А бывает и так, что компьютер трещит , как трактор от момента включения до полного отключения. Чем это вызвано, как с этим бороться? Сегодня будем разбираться.

Скорее всего шумит вентилятор компьютера

Компьютер по своей сути — это всего лишь железка (конечно очень продвинутая железка :)), которая находится под управлением операционной системы. Шуметь в нём могут лишь механические части. И скорее всего, если у вас сильно шумит компьютер , то причина тому — вентилятор, охлаждающий центральный процессор, вентилятор, который стоит на или тот, который есть в блоке питания. В общем любая крутящаяся, вращающаяся зап.часть. Чаще всего это именно вентиляторы. Как выглядит вентилятор и где его можно увидеть, смотрите на фотографии ниже.

Почему компьютер шумит

Тут всё просто. Со временем любая механическая часть изнашивается, расшатывается, а ещё любая вращающаяся деталь требует смазки. И как показывает практика шум вентилятора компьютера связан именно с тем, что пришло время добавить смазки. Я не знаю может быть есть и ещё причины почему компьютер шумит , но я пока других причин не встречал. Если, кто знает, пишите в комментарии, очень бы хотелось узнать о других случаях.

Как уменьшить шум кулера (вентилятора). Смазка кулера процессора.

Вообще, чтобы не вводить ни кого в заблуждение, небольшой шумок есть у всех компьютеров. И это нормально, он иногда напоминает некое дуновение ветра при сквозняке. В этой статье я описываю тот случай, когда из ПК доносится типа: ж-ж-ж-ж!

Сегодня на современных компьютерах может быть как минимум три вентилятора: в блоке питания, на центральном процессоре и на процессоре . Когда я снял боковую крышку, своего ПК и прислушался к жужжанию, то понял, что рокот исходит от вентилятора (кулера) видеокарты. Когда виновник проблемы установлен, приступаем к устранению жужжания. Шум кулера, который непосредственно находится на ЦП, убирается аналогичным образом.

Внимание!!! Описанные ниже действия производятся после отключения компьютера от источника питания !!!

Итак аккуратно вынимаем из слота видеокарту.

С обратной стороны мы видим вентилятор, который охлаждает процессор видеокарты.

Теперь необходимо отсоединить вентилятор от радиатора. Радиатор — это, как видно на снимке, такая решётчатая железка (простите за такое непрофессиональное описание ), которая на себя забирает тепло, исходящее от процессора. Аккуратно откручиваем винтики. У меня их три.

  • Может случиться так, что вентилятор крепится и другим способом, в зависимости от конструкции кулера. В этом случае необходимо самостоятельно оценить реальность такого демонтажа.

После того, как вентилятор отсоединён от радиатора, переворачиваем его и видим на обратной стороне наклеенную плёночку.

Её необходимо отклеить. Как видно на снимке, под наклейкой есть резиновая пробка.

Очень осторожно извлекаем её.

Под пробкой находится втулка и ось вентилятора, эти части мы и будем смазывать. В этой статье не описана полная разборка вентилятора, с извлечением стопорной шайбы и удалением старой смазки, так как данный материал рассчитан на любого, даже не подготовленного пользователя.

Пару капель масла будет достаточно. Если капнуть очень много, то при установке резиновой пробки, оно вытечет наружу. Со временем конечно масло выработается и шум появится в новь. Поэтому мы и учимся сейчас, как смазывать кулер процессора.

Обратите внимание на то, что лопости крыльчатки загрязнены пылью. Пыль тоже может быть источником неприятных звуков. Поэтому её нужно смыть ватной палочкой. Полная чистка пыли в компьютере тоже лишней не будет.

Вот и всё. После этого вы не будете думать о том, как уменьшить шум компьютера , будете спать спокойно и крепко

Когда из блока питания компьютера начинает доносится очень противное гудение или дребезжание — это верный признак того, что не за горами замена кулера (вентилятора) в блоке питания. Но, бывает, что заменить его «сию секунду» нет возможности. А оставить как есть нельзя по двум причинам. Первая — противный звук из системного блока (точнее, блока питания). Вторая — вентилятор может в какой-то момент времени просто заклинить, и блок питания сгорит от перегрева. А это черевато заменой половины «начинки» системного блока, которая влетит в копеечку!

Смазывание вентилятора (кулера) блока питания.

Для этой процедуры нам понадобится довольно нехитрый набор инструментов:

  • термоустойчивая силиконовая смазка или, на худой конец, машинное масло;
  • отвёртка (крестовая);
  • скальпель или канцелярский нож;
  • широкий скотч;
  • несколько зубочисток или спичек;

Вот такого вот набора инструментов вполне хватит для того, чтобы смазать вентилятор в блоке питания компьютера.

Читайте так же: Как выбрать флешку.

В процедуре вынимания БП из компьютерного корпуса нет ничего сложного. Скрутить болты, которые держат левую боковую крышку, сдвинуть её назад и снять. После этого отсоединить все провода идущие от БП к платам и дискам (обязательно запомните что и куда!!!). После этого снаружи компьютера на задней стенке открутите 4 болта, которыми прикручен сам блок питания.

И вот блок питания на столе. Есть два наиболее популярных вида (по расположению кулеров) блоков питания. С вентиляторами диаметром 80мм (он расположен на задней стенке блока питания, которая смотрит наружу) и диаметром 120мм (установлен на крышке БП, которая обращена вниз и внутрь системного блока).

В обоих случаях первым действием будет открывание крышки БП. Для этого нужно открутить четыре болта на верхней грани (на рисунке). После этого просто потяните крышку вверх.

Читайте так же: Как открыть редактор реестра в Windows 7, Vista и XP

После снятия кожуха можно открутить сам вентилятор.

Если у Вас большой, 120мм вентилятор, то на той же крышке, которую Вы снимали только что, открутите четыре самореза, на которых держится вентилятор.

Ксли у Вас кулер диаметром 80мм — открутите те же 4 самореза, но на задней стенке блока питания.


После этого аккуратно поддев ножом отлепите наклейку с задней стороны вентилятора. Потом тем же ножом подковырните и вытащите резиновую пробку, которая закрывает подшипник, и капните туда масла. Его должно быть очень мало — лишь бы только смочилась поверхность подшипника (втулки, в которой вращается ось вентилятора). Если не получается аккуратно отмерить масло — не беда! Возьмите зубочистку, и заточите ножом кончик в виде узкой лопатки. Потом обмокните эту лопатку в масло и аккуратно смажьте ею подшипник.

Со временем любая вещь при постоянном использовании постепенно изнашивается. Особенно это касается компьютерной техники. С каждым часом работы ресурс всех устройств в компьютере уменьшается. Со временем системный блок начинает работать все громче. И многие пользователи начинают искать, почему шумит компьютер. Об этой проблеме и ее решении вы узнаете из данной статьи.

Почему шумит компьютер?

Давайте сначала разберемся, почему шумит компьютер. Чаще всего сильный шум создают движущиеся части в системном блоке – вентиляторы охлаждения. Со временем из-за нагрева в них высыхает смазка, а это влечет за собой больший износ деталей, а также повышение вибрации, передающейся на металлический корпус системного блока, который служит резонатором. Отсюда и сильный шум компьютера.

Чтобы справиться с этим, нужно смазать вентилятор любой смазывающей жидкостью. Ниже я подробно расскажу, как смазать вентилятор в блоке питания, так как к нему тяжелее всего добраться. Вентиляторы на корпусе системного блока смазываются гораздо проще, к ним гораздо проще подобраться.

Как смазать вентилятор?

А теперь перейдем к практической части, в которой я расскажу, как смазать вентилятор системного блока и при этом не навредить компьютеру и себе.

  1. Первое и самое важное правило при работах по смазыванию вентиляторов компьютера заключается в обесточивании системного блока. Отключите шнур питания от системного блока. Вам будет гораздо удобнее, если вы отключите все провода от системного блока и положите его на ровную поверхность на правый бок, если смотреть на системник с лицевой стороны.
  2. Открутите 2 винта, удерживающих боковую крышку системного блока. Они отмечены на изображении ниже стрелками. Снимите крышку, толкая ее от лицевой панели.

Винты системного блока

  1. Отсоедините все провода питания от устройств (жесткого диска, дисковода, материнской платы, видеокарты). На материнской плате провода питания отсоединяются только после нажатия на защелку. Вытаскивайте провода аккуратно, чтобы не повредить устройства. Все отсоединяемые провода обозначены на фото ниже стрелками.

Провода, которые нужно отсоединить

  1. Теперь можно открутить болты, которыми прикручен блок питания к корпусу системного блока. Обычно их 4 и находятся они в районе присоединения провода питания. На изображении ниже показано месторасположение данных болтов.

Болты, удерживающие блок питания

  1. Толкните блок питания внутрь системного блока, придерживая рукой, а затем осторожно извлеките из корпуса системника. Положите блок питания компьютера на стол для дальнейшей разборки.
  1. Чтобы добраться до вентилятора, который и является причиной, почему шумит компьютер, нужно снять крышку блока питания. Она держится на четырех болтиках, где они находятся, показано ниже. Их нужно открутить.

Болты блока питания

  1. Теперь снимайте крышку и отложите ее в сторону. На одной из сторон может быть наклеена наклейка, которую можно сорвать.

Снятие крышки блока питания

  1. Далее нужно открутить сам вентилятор, который дает посторонний шум. Он держится на четырех шурупах. Вкручиваются они непосредственно в вентилятор. Выкрутите их и извлеките вентилятор. Он может быть припаян к плате, а может быть присоединен к ней через специальный разъем. Последний можно отсоединить для удобства выполнения дальнейших действий, главное, не забыть его потом снова присоединить. Положите извлеченный вентилятор наклейкой вверх.

Шурупы вентилятора блока питания

  1. Аккуратно отклейте наклейку. Обычно она легко отклеивается. Достаточно отклеить наполовину. В моем случае вентилятор был очень старым и наклейка на нем была бумажная. Сейчас вентиляторы делают с полимерной наклейкой, которая легко отклеивается и приклеивается обратно. Ее задача – удержание пробки.

Вентилятор блока питания

Вентилятор с отклеенной наклейкой

  1. Извлеките пробку-заглушку. Ее можно подковырнуть чем-нибудь острым, например, шилом или отверткой, на крайний случай можно использовать разогнутую скрепку. В большинстве случаев эта пробка будет резиновая, но иногда она бывает пластиковая, а в некоторых случаях ее вовсе может не быть. В таком случае, посередине сверлится или ковыряется небольшое отверстие.

Вентилятор с извлеченной пробкой

  1. Теперь можно капнуть смазывающую жидкость внутрь вентилятора, лучше всего подойдет силиконовая смазка. Я использую WD-40, но когда будете ее забрызгивать туда, постарайтесь это делать аккуратно. Лучше использовать для этого шприц или масленку. Так намного аккуратнее и смазка не разбрызгается на вентилятор. Если вокруг пробки появились излишки смазывающей жидкости, вытрите их салфеткой или туалетной бумагой.

Смазывание вентилятора смазывающей жидкостью

  1. Закройте отверстие пробкой-заглушкой. Наклейте наклейку, если вы испортили ее, то можно вырезать кусочек скотча по размеру. Соберите все в обратном порядке: вентилятор в блок питания, крышку, блок питания в системный блок.
  2. Присоедините разъемы блока питания к материнской плате и устройствам в системном блоке.

Присоединение проводов питания к устройствам системного блока

  1. Закройте системный блок крышкой и прикрутите ее болтами.

Помимо вентилятора в блоке питания у вас могут быть вентиляторы на корпусе системного блока. Они смазываются точно также. Откручиваются со своих посадочных мест и смазываются. Теперь шум в системном блоке должен быть на обычном уровне.

Надеюсь, я понятно объяснил, как смазать вентилятор и почему шумит компьютер. Если же у вас возникнут трудности при смазывании вентилятора, пишите вопросы в комментариях, с удовольствием отвечу на них.

Поделиться: