Объявление строки в си. Операции со строками

Объявление строк

Строка в языке Си представляет собой одномерный массив символов, последним элементом которой является символ конца строки – нуль (строка, завершающаяся нулем, то есть NULL terminated string).

Объявление переменной типа строка в языке Си возможно тремя способами, два из которых инициализируют строку во время объявления.

Первый способ:

Объявления массива символов (не забудьте добавить место для завершающего нуля):

Char s;

Второй способ:

Присвоить строковой переменной начальное значение (при этом длину строки компилятор может вычислить сам):

Char s = "Пример инициализации строки";

Справа от знака присваивания записана строковая константа. В конце строки автоматически добавляется ноль (‘\0’). Константы символьных строк помещаются в класс статической памяти.

Третий способ:

Неявное указание, что используется массив. В левой части от знака присваивания указывается указатель на символ:

Char *s="Второй вариант инициализации";

Переменная s будет указателем на то место в оперативной памяти, где располагается строковая константа. В такой форме записи кроется потенциальная ошибка, заключающаяся в том, что указатель на символ часто называют строкой. Представленная ниже запись – это только указатель на символ, так как для размещения строки место не предусмотрено:

Char *s;

Ввод строки со стандартного устройства ввода (клавиатуры)

Для работы со строками есть набор функций. Для ввода со стандартного устройства ввода (клавиатуры) чаще всего используются библиотечные функциями из модуля стандартного ввода-вывода: scanf и gets .

Для ввода строки с помощью функции scanf , использует формат «%s » , причем обратите внимание на то, что перед идентификатором строки не используется знак адреса «& » , так как одномерный массив уже представлен указателем на его начало:

Scanf("%s", s);

Функция gets() считывает символы до тех пор, пока не достигнет символа перехода на новую строку. Функция принимает все символы вплоть до символа перевода строки, но не включает его. К концу строки добавляется завершающий ноль (‘\0’). Функция gets() помещает считанную с клавиатуры последовательность символов в параметр типа строка и возвращает указатель на эту строку (если операция завершилась успешно), или NULL (в случае ошибки). В приведенном ниже примере при успешном завершении операции, на экран будет выведено две одинаковые строки:

#include int main() { char s; char *p; p=gets(s); printf(" \n Введена строка %s. ",s); if (p) printf(" \n Введена строка %s. ",p); return 0; }

Попутно заметим, что функция gets часто используется для ввода лю-бых данных с клавиатуры в виде строки с целью дальнейшего преобразования функцией sscanf к нужному формату или для предварительного анализа вводимых данных, например:

#include #include #include int main() { char s; int x, err; do { printf(" \n Введите целое число -> "); gets(s); err=sscanf(s, "%d",&x); if (err!=1) printf(" \n Ошибка ввода. "); } while (err!=1); printf("\n Введено целое число -> %d", x); return 0; }

Вывод строк на стандартное устройство вывода (экран монитора)

Для вывода строк на стандартное устройство вывода (экран монитора) можно использовать две функции printf и puts . В функции printf в качестве формата передается «%s». Удобство использования этой функции заключается в том, что помимо строки можно сразу выводит данные других типов. Особенность функции puts заключается в том, что после вывода строки автоматически происходит переход на следующую строку.

Функции для работы со строками

Для преобразования строк в языке Си предусмотрена библиотека string. Каждая из функций имеет свой формат записи (прототип).

Наиболее используемые функции рассмотрены в этой статье. — читать

Пример программ(листинг) работающей со строками

В языке Си отдельного типа данных «строки символов» нет. Работа со строками реализована путем использования одномерных массивов типа char, т.е. строка символов – это одномерный массив типа char, заканчивающийся нулевым байтом.

Нулевой байт – это байт, каждый бит которого равен нулю, при этом для нулевого байта определена символьная константа ´\0´ (признак окончания строки, или нуль-терминатор). Поэтому, если строка должна содержать k символов, то в описании массива необходимо указать k+1 элемент.

Например, char a; - означает, что строка может содержать шесть символов, а последний байт отведен под нулевой.

Строковая константа – это набор символов, заключенных в двойные кавычки. Например:

сhar S=“Работа со строками”;

В конце строковой константы явно указывать символ ´\0´ не нужно.

При работе со строками удобно пользоваться указателями, например:

x = "БГУИР";

x = (i>0)? "положительное":(i<0)? "отрицательное":"нулевое";

Напомним, что для ввода строк обычно используются две стандартные функции:

scanf() - вводит значения для строковых переменных спецификатором ввода %s до появления первого символа “пробел” (символ «&» перед ID строковых данных указывать не надо);

gets() - ввод строки с пробелами внутри этой строки завершается нажатием клавиши ENTER.

Обе функции автоматически ставят в конец строки нулевой байт.

Вывод строк производится функциями printf() или puts() до первого нулевого байта (‘\0’):

printf() не переводит курсор после вывода на начало новой строки;

puts() автоматически переводит курсор после вывода строковой информации в начало новой строки.

Например:

printf(“ Введите строку без пробелов: \n”);

scanf(“%s”,Str);

puts(“ Введите строку ”);

Остальные операции над строками выполняются с использованием стандартных библиотечных функций, описание прототипов которых находятся в файле string.h . Рассмотрим наиболее часто используемые функции.

Функция int strlen (char *S) возвращает длину строки (количество символов в строке), при этом завершающий нулевой байт не учитывается.

char *S1=”Минск!\0”, S2=”БГУИР-Ура!”;

printf(“ %d, %d .”, strlen(S1), strlen(S2));

Результат выполнения данного участка программы:

Функция int strcpy (char *S1, char *S2) - копирует содержимое строки S2 в строку S1.

Функция strcat (char *S1, char *S2) - присоединяет строку S2 к строке S1 и помещает ее в массив, где находилась строка S1, при этом строка S2 не изменяется. Нулевой байт, который завершал строку S1, заменяется первым символом строки S2.

Функция int strcmp (char *S1, char *S2) сравнивает строки S1 и S2 и возвращает значение <0, если S10, если S1>S2; =0, если строки равны, т.е. содержат одно и то же число одинаковых символов.

Функции преобразования строки S в число:

Целое: int atoi (char *S);

Длинное целое: long atol (char *S);

Действительное: double atof (char *S);

при ошибке данные функции возвращают значение 0.

Функции преобразования числа V в строку S.

Работа со строками. Класс string . Конструкторы класса. Функции assign() , append() , insert() , replace() , erase() , find() , rfind() , compare() , c_str() . Примеры

1. Какое назначение класса string в программах на C++?

Класс string предназначен для работы со строками типа char* , которые представляют собой строку с завершающим нулем. Класс string был введенн как альтернативный вариант для работы со строками типа char* . Строки, которые завершаются символом ‘\0’ еще называются C-строками. Поскольку, string есть классом, то можно объявлять объекты этого класса.

2. Какие модули (библиотеки) нужно подключить, чтобы использовать возможности класса string в MS Visual Studio C++?

Чтобы использовать возможности класса string в MS Visual Studio (C++), нужно подключить библиотеку и пространство имен std .

#include using namespace std;
3. Каким образом осуществляется объявление переменной типа string ? Примеры

Объявление переменной типа string осуществляется точно так же как и обычной переменной. Возможный вариант объявления с одновременной инициализацией.

// тип string string s1; // переменная с именем s1 типа string string s2 = "This is a string variable" ; // объявление с инициализацией // использование переменной типа string с оператором присваивания s1 = s2; // s1 = "This is a string variable" s2 = "New text" ;
4. Какие преимущества и недостатки дает использование класса string в сравнении с типом char* ?

Создание нового типа string было обусловлено недостатками работы с строками символов, который демонстрировал тип char* . В сравнении с типом char* тип string имеет следующие основные преимущества:

  • возможность обработки строк стандартными операторами C++ (= , + , = = , <> и т.п.). Как известно, при использовании типа char* даже наиболее простые операции со строками выглядели сложно и требовали написания чрезмерного программного кода;
  • обеспечение лучшей надежности (безопасности) программного кода. Например, при копировании строк, тип string обеспечивает соответствующие действия, которые могут возникнуть в случае, если строка-источник имеет больший размер чем строка-приемник;
  • обеспечение строки, как самостоятельного типа данных. Объявление типа string как строки есть единым для всех переменных в программе, которая обеспечивает непротиворечивость данных.

Основным недостатком типа string в сравнении с типом char* , есть замедленная скорость обработки данных. Это связано с тем, что тип string – это, фактически, контейнерный класс. А работа с классом требует дополнительной реализации программного кода, который, в свою очередь занимает лишнее время.

5. Какие операторы можно использовать с объектами класса string ?

Класс string есть удобен тем, что позволяет удобно манипулировать строками, используя стандартные (перегруженные) операторы.

С объектами класса string можно использовать нижеследующие операторы

  • = – присваивание
  • + – конкатенация (объединение строк)
  • += – присваивание с конкатенацией
  • == – равенство
  • != – неравенство
  • < – меньше
  • <= – меньше или равно
  • > – больше
  • >= – больше или равно
  • – индексация

Пример, который демонстрирует использование вышеприведенных операторов

// тип string, операции над строками string s1 = "s-1" ; string s2 = "s-2" ; string s3; bool b; // операция "=" (присваивание строк) s3 = s1; // s3 = "s-1" // операция "+" - конкатенация строк s3 = s3 + s2; // s3 = "s-1s-2" // операция "+=" - присваивание с конкатенацией s3 = "s-3" ; s3 += "abc" ; // s3 = "s-3abc" // операция "==" - сравнение строк b = s2==s1; // b = false b = s2=="s-2" ; // b = true // операция "!=" - сравнение строк (не равно) s1 = "s1" ; s2 = "s2" ; b = s1 != s2; // b = true // операции "<" и ">" - сравнение строк s1 = "abcd" ; s2 = "de "; b = s1 > s2; // b = false b = s1 < s2; // b = true // операции "<=" и ">=" - сравнение строк (меньше или равно, больше или равно) s1 = "abcd" ; s2 = "ab" ; b = s1 >= s2; // b = true b = s1 <= s2; // b = false b = s2 >= "ab" ; // b = true // операция - индексация char c; s1 = "abcd" ; c = s1; // c = "c" c = s1; // c = "a"
6. Содержит ли класс string конструкторы?

Как и любой класс, класс string имеет ряд конструкторов. Основные из них следующие:

String(); string(const char * str); string(const string & str);

7. Примеры инициализации с помощью конструкторов

Ниже приведены примеры инициализации переменных типа string

String s1("Hello!" ); string s2 = "Hello!" ; // инициализация - конструктор string(const char * str) char * ps = "Hello" ; string s3(ps); // инициализация string s4(s3); // инициализация - конструктор string(const string & str) string s5; // инициализация - конструктор string()

8. Присваивание строк. Функция assign() . Примеры

Чтобы присвоить одну строку другой, можно применить один из двух методов:

  • использовать оператор присваивания ‘=’ ;
  • использовать функцию assign() из класса string .

Функция assign() имеет несколько перегруженных реализаций.

Первый вариант – это вызов функции без параметров

String &assign(void );

В этом случае происходит простое присваивание одной строки другой.

Второй вариант позволяет копировать заданное количество символов из строки:

String &assign(const string & s, size_type st, size_type num);

  • s – объект, из которого берется исходная строка;
  • st – индекс (позиция) в строке, из которой начинается копирование num символов;
  • num – количество символов, которые нужно скопировать из позиции st ;
  • size_type – порядковый тип данных.

Третий вариант функции assign() копирует в вызывающий объект первые num символов строки s :

String & assign(const char * s, size_type num);

  • s – строка, которая завершается символом ‘\0’ ;
  • num – количество символов, которые копируются в вызывающий объект. Копируются первые num символов из строки s .

Ниже приведен пример с разными реализациями функции assign() .

Пример.

// присваивание строк, функция assign() string s1 = "сайт" ; string s2; string s3; char * ps = "сайт" ; s3 = s1; // s3 = "сайт" s2.assign(s1); // s2 = "сайт" s2.assign(s1, 0, 4); // s2 = "best" s2.assign(ps, 8); // s2 = "bestprog"
9. Объединение строк. Функция append() . Пример

Для объединения строк используется функция append() . Для добавления строк также можно использовать операцию ‘+’ , например:

String s1; string s2; s1 = "abc" ; s2 = "def" ; s1 = s1 + s2; // s1 = "abcdef"

Однако, функция append() хорошо подходит, если нужно добавлять часть строки.

Функция имеет следующие варианты реализации:

String &append(const string & s, size_type start); string &append(const char * s, size_type num);

В первом варианте реализации функция получает ссылку на строчный объект s , который добавляется к вызывающему объекту. Во втором варианте реализации функция получает указатель на строку типа const char * , которая завершается символом ‘\0’ .

Пример. Демонстрация работы функции append() .

String s1 = "abcdef" ; s2 = "1234567890" ; append(s2, 3, 4); // s1 = "abcdef4567" char * ps = "1234567890" ; s1 = "abcdef" ; s1.append(ps, 3); // s1 = "abcdef123"

10. Вставка символов в строке. Функция insert() . Пример

Чтобы вставить одну строку в заданную позицию другой строки нужно использовать функцию insert() , которая имеет несколько вариантов реализации.

Первый вариант функции позволяет вставить полностью всю строку s в заданную позицию start вызывающей строки (вызывающего объекта):

String & insert(size_type start, const string &s);

Второй вариант функции позволяет вставить часть (параметры insStart , num ) строки s в заданную позицию start вызывающей строки:

String & insert(size_type start, const string &s, size_type insStart, size_type num);

В вышеприведенных функциях:

  • s – строка, которая вставляется в вызывающую строку;
  • start – позиция в вызывающей строке, из которой осуществляется вставка строки s ;
  • insStart – позиция в строке s , из которой происходит вставка;
  • num – количество символов в строке s , которые вставляются с позиции insStart .
string s1 = "abcdef" ; string s2 = "1234567890" ; s1.insert(3, s2); // s1 = "abc"+"1234567890"+"def"="abc1234567890def" s2.insert(2, s1, 1, 3); // s2 = "12bcd34567890"
11. Замена символов в строке. Функция replace() . Пример

Функция replace() выполняет замену символов в вызывающей строке. Функция имеет следующие варианты реализации:

String &replace(size_type start, size_type num, const string &s); string &replace(size_type start, size_type num, const string &s, size_type replStart, size_type replNum);

В первом варианте реализации вызывающая строка заменяется строкой s . Есть возможность задать позицию (start ) и количество символов (num ) в вызывающей строке, которые нужно заменить строкой s .

Второй вариант функции replace() отличается от первого тем, что позволяет заменять вызывающую строку только частью строки s . В этом случае задаются два дополнительных параметра: позиция replStart и количество символов в строке s , которые образуют подстроку, которая заменяет вызывающую строку.

Пример. Демонстрация работы функции replace() .

String s1 = "abcdef" ; string s2 = "1234567890" ; s2.replace(2, 4, s1); // s2 = "12abcdef7890" s2 = "1234567890" ; s2.replace(3, 2, s1); // s2 = "123abcdef67890" s2 = "1234567890" ; s2.replace(5, 1, s1); // s2 = "12345abcdef7890" // замена символов, функция replace() string s1 = "abcdef" ; string s2 = "1234567890" ; s2.replace(2, 4, s1); // s2 = "12abcdef7890" s2 = "1234567890" ; s2.replace(3, 2, s1); // s2 = "123abcdef67890" s2 = "1234567890" ; s2.replace(5, 1, s1); // s2 = "12345abcdef7890" s2 = "1234567890" ; s2.replace(5, 1, s1, 2, 3); // s2 = "12345cde7890" s2 = "1234567890" ; s2.replace(4, 2, s1, 0, 4); // s2 = "1234abcd7890"

12. Удаление заданного количества символов из строки. Функция erase() . Пример

Для удаления символов из вызывающей строки используется функция erase() :

String & erase(size_type index=0, size_type num = npos);

  • index – индекс (позиция), начиная из которой нужно удалить символы в вызывающей строке;
  • num – количество символов, которые удаляются.

Пример.

String s = "01234567890" ; s.erase(3, 5); // s = "012890" s = "01234567890" ; s.erase(); // s = ""

13. Поиск символа в строке. Функции find() и rfind() . Примеры

В классе string поиск строки в подстроке можно делать двумя способами, которые отличаются направлением поиска:

  • путем просмотра строки от начала до конца с помощью функции find() ;
  • путем просмотра строки от конца к началу функцией rfind() .

Прототип функции find() имеет вид:

Size_type find(const string &s, size_type start = 0) const ;

  • s – подстрока, которая ищется в строке, что вызывает данную функцию. Функция осуществляет поиск первого вхождения строки s . Если подстрока s найдена в строке, что вызвала данную функцию, тогда возвращается позиция первого вхождения. В противном случае возвращается -1;

Прототип функции rfind() имеет вид:

Size_type rfind(const string &s, size_type start = npos) const ;

  • s – подстрока, которая ищется в вызывающей строке. Поиск подстроки в строке осуществляется от конца к началу. Если подстрока s найдена в вызывающей строке, то функция возвращает позицию первого вхождения. В противном случае функция возвращает -1;
  • npos – позиция последнего символа вызывающей строки;
  • start – позиция, из которой осуществляется поиск.

Пример 1. Фрагмент кода, который демонстрирует результат работы функции find()

// тип string, функция find() string s1 = "01234567890" ; string s2 = "345" ; string s3 = "abcd" ; int pos; pos = s1.find(s2); // pos = 3 pos = s1.find(s2, 1); // pos = 3 pos = s1.find("jklmn" , 0); // pos = -1 pos = s1.find(s3); // pos = -1 pos = s2.find(s1); // pos = -1

Пример 2. Демонстрация работы функции rfind() .

// тип string, функции find() и rfind() string s1 = "01234567890" ; string s2 = "345" ; string s3 = "abcd" ; string s4 = "abcd---abcd" ; int pos; pos = s1.rfind(s2); // pos = 3 pos = s1.rfind(s2, 12); // pos = 3 pos = s1.rfind(s2, 3); // pos = 3 pos = s1.rfind(s2, 2); // pos = -1 pos = s2.rfind(s1); // pos = -1 pos = s1.rfind(s3, 0); // pos = -1 // разница между функциями find() и rfind() pos = s4.rfind(s3); // pos = 7 pos = s4.find(s3); // pos = 0
14. Сравнение частей строк. Функция compare() . Пример

Поскольку тип string есть классом, то, чтобы сравнить две строки между собой можно использовать операцию ‘= =’ . Если две строки одинаковы, то результат сравнения будет true . В противном случае, результат сравнения будет false .

Но если нужно сравнить часть одной строки с другой, то для этого предусмотрена функция compare() .

Прототип функции compare() :

int compare(size_type start, size_type num, const string &s) const ;
  • s – строка, которая сравнивается с вызывающей строкой;
  • start – позиция (индекс) в строке s , из которой начинается просмотр символов строки для сравнения;
  • num – количество символов в строке s , которые сравниваются с вызывающей строкой.

Функция работает следующим образом. Если вызывающая строка меньше строки s , то функция возвращает -1 (отрицательное значение). Если вызывающая строка больше строки s , функция возвращает 1 (положительное значение). Если две строки равны, функция возвращает 0.

Пример . Демонстрация работы функции compare() :

// тип string, функция compare() string s1 = "012345" ; string s2 = "0123456789" ; int res; res = s1.compare(s2); // res = -1 res = s1.compare("33333" ); // res = -1 res = s1.compare("012345" ); // res = 0 res = s1.compare("345" ); // res = -1 res = s1.compare(0, 5, s2); // res = -1 res = s2.compare(0, 5, s1); // res = -1 res = s1.compare(0, 5, "012345" ); // res = -1 res = s2.compare(s1); // res = 1 res = s2.compare("456" ); // res = -1 res = s2.compare("000000" ); // res = 1
15. Получение строки с символом конца строки ‘\0’ (char * ). Функция c_str() . Пример

Чтобы получить строку, которая заканчивается символом ‘\0’ используется функция c_str() .

Прототип функции:

const char * c_str() const ;

Функция объявлена с модификатором const . Это означает, что функция не может изменять вызывающий объект (строку).

Пример 1 . Преобразование типа string в const char * .

string s = "abcdef" ; const char * ps; ps = s.c_str(); // ps = "abcdef"

Пример 2.

Ниже продемонстрирован перевод строки из string в тип System::String для отображения его в элементе управления типа Label для приложений типа Windows Forms Application .

// тип string, функция c_str() string s = "abcdef" ; String ss; ss = gcnew String(s.c_str()); // конвертирование label1->Text = ss; // отображение на форме

Неслучайно тему про строки я поместил в раздел "Массивы". Так как строка это, по сути, массив символов. Вот пример:

char str = "Это просто строка";

Эту же строчку для большего понимания можно записать вот так:

char str = {"Э","т","о"," ","п","р","о","с","т","о","","с","т","р","о","к","а"};

Т.е. все тот же массив, только состоящий уже из символов. Поэтому работать с ним можно, так же как и с целочисленными массивами.

А теперь давайте попробуем работать со строками в c . На вводных уроках мы разбирали, что символы относятся к целочисленным типам, т.е. каждый символ имеет свое числовое значение. Вот пример и его решение:

  1. требуется перевести введенное слово в верхний регистр:
  2. #include
    #include

    Int main()
    {
    char str = "sergey";

    str[i] -= 32;
    }
    for (int i=0; str[i] != "\0";i++){
    printf ("%c", str[i]);
    }
    getch();

    Return 0;
    }

    для получения кода числа просто воспользуйтесь в функции printf спецификатором %d. Да, и еще один важный момент: окончанием любой строки является нуль-терминатор, который обозначается специальным символом - "\0".

Еще одним способом указания строки является объявление ее через char*. Вот пример:

char *str = "provod";

Т.е. создается указатель на строку, который располагается где-то в памяти.

А вот как можно вводить строки через, нам уже родной, опертаор scanf:

char str; scanf("%s", str);

Тут две тонкости:

  1. знак взятия адреса тут не нужен, так как имя массива, как мы уже знаем, и является адресом
  2. Длина вводимой строки не должна превышать 15 символов, так как последним обязательно должен быть нуль-терминатор. Причем компилятор сам заполнит этот символ после последнего введенного вашего символа.

Так как язык Си является языком структурным, то существуют уже встроенные функции для работы со строками и с символами. Для обработки строк вам понадобится подключить файл: ctype.h. Файл содержит функции определения регистра, формата символов. В принципе, все, что вам может понадобится узнать о символе, можно выполнить с помощью функций файла ctype.h

Иногда вам может понадобиться перевести строку в другой тип данных. Для перевода строк в другие типы существует библиотека stdlib. Вот ее функции:

  1. int atoi (char *str)
  2. long atol (char *str)
  3. double atof (char *str)

Иногда эти функции очень помогают, например, когда вам надо извлечь из строки год или цифровое значение. Работа со строками в c (си) является очень важной темой, поэтому постарайтесь вникнуть в этот урок.

Пожалуйста, приостановите работу AdBlock на этом сайте.

Итак, строки в языке Си. Для них не предусмотрено отдельного типа данных, как это сделано во многих других языках программирования. В языке Си строка – это массив символов. Чтобы обозначить конец строки, используется символ "\0" , о котором мы говорили в прошлой части этого урока. На экране он никак не отображается, поэтому посмотреть на него не получится.

Создание и инициализация строки

Так как строка – это массив символов, то объявление и инициализация строки аналогичны подобным операциям с одномерными массивами.

Следующий код иллюстрирует различные способы инициализации строк.

Листинг 1.

Char str; char str1 = {"Y","o","n","g","C","o","d","e","r","\0"}; char str2 = "Hello!"; char str3 = "Hello!";

Рис.1 Объявление и инициализация строк

В первой строке мы просто объявляем массив из десяти символов. Это даже не совсем строка, т.к. в ней отсутствует нуль-символ \0 , пока это просто набор символов.

Вторая строка. Простейший способ инициализации в лоб. Объявляем каждый символ по отдельности. Тут главное не забыть добавить нуль-символ \0 .

Третья строка – аналог второй строки. Обратите внимание на картинку. Т.к. символов в строке справа меньше, чем элементов в массиве, остальные элементы заполнятся \0 .

Четвёртая строка. Как видите, тут не задан размер. Программа его вычислит автоматически и создаст массив символов нужный длины. При этом последним будет вставлен нуль-символ \0 .

Как вывести строку

Дополним код выше до полноценной программы, которая будет выводить созданные строки на экран.

Листинг 2.

#include int main(void) { char str; char str1 = {"Y","o","n","g","C","o","d","e","r","\0"}; char str2 = "Hello!"; char str3 = "Hello!"; for(int i = 0; i < 10; i = i + 1) printf("%c\t",str[i]); printf("\n"); puts(str1); printf("%s\n",str2); puts(str3); return 0; }


Рис.2 Различные способы вывода строки на экран

Как видите, есть несколько основных способов вывести строку на экран.

  • использовать функцию printf со спецификатором %s
  • использовать функцию puts
  • использовать функцию fputs , указав в качестве второго параметра стандартный поток для вывода stdout .

Единственный нюанс у функций puts и fputs . Обратите внимание, что функция puts переносит вывод на следующую строку, а функция fputs не переносит.

Как видите, с выводом всё достаточно просто.

Ввод строк

С вводом строк всё немного сложнее, чем с выводом. Простейшим способом будет являться следующее:

Листинг 3.

#include int main(void) { char str; gets(str); puts(str); return 0; }

Функция gets приостанавливает работу программы, читает строку символов, введенных с клавиатуры, и помещает в символьный массив, имя которого передаётся функции в качестве параметра.
Завершением работы функции gets будет являться символ, соответствующий клавише ввод и записываемый в строку как нулевой символ.
Заметили опасность? Если нет, то о ней вас любезно предупредит компилятор. Дело в том, что функция gets завершает работу только тогда, когда пользователь нажимает клавишу ввод. Это чревато тем, что мы можем выйти за рамки массива, в нашем случае - если введено более 20 символов.
К слову, ранее ошибки переполнения буфера считались самым распространенным типом уязвимости. Они встречаются и сейчас, но использовать их для взлома программ стало гораздо сложнее.

Итак, что мы имеем. У нас есть задача: записать строку в массив ограниченного размера. То есть, мы должны как-то контролировать количество символов, вводимых пользователем. И тут нам на помощь приходит функция fgets :

Листинг 4.

#include int main(void) { char str; fgets(str, 10, stdin); puts(str); return 0; }

Функция fgets принимает на вход три аргумента: переменную для записи строки, размер записываемой строки и имя потока, откуда взять данные для записи в строку, в данном случае - stdin . Как вы уже знаете из 3 урока, stdin – это стандартный поток ввода данных, обычно связанный с клавиатурой. Совсем необязательно данные должны поступать именно из потока stdin , в дальнейшем эту функцию мы также будем использовать для чтения данных из файлов.

Если в ходе выполнения этой программы мы введем строку длиннее, чем 10 символов, в массив все равно будут записаны только 9 символов с начала и символ переноса строки, fgets «обрежет» строку под необходимую длину.

Обратите внимание, функция fgets считывает не 10 символов, а 9 ! Как мы помним, в строках последний символ зарезервирован для нуль-символа.

Давайте это проверим. Запустим программу из последнего листинга. И введём строку 1234567890 . На экран выведется строка 123456789 .


Рис.3 Пример работы функции fgets

Возникает вопрос. А куда делся десятый символ? А я отвечу. Он никуда не делся, он остался в потоке ввода. Выполните следующую программу.

Листинг 5.

#include int main(void) { char str; fgets(str, 10, stdin); puts(str); int h = 99; printf("do %d\n", h); scanf("%d",&h); printf("posle %d\n", h); return 0; }

Вот результат её работы.


Рис.4 Непустой буфер stdin

Поясню произошедшее. Мы вызвали функцию fgets . Она открыла поток ввода и дождалась пока мы введём данные. Мы ввели с клавиатуры 1234567890\n (\n я обозначаю нажатие клавиша Enter ). Это отправилось в поток ввода stdin . Функция fgets , как и полагается, взяла из потока ввода первые 9 символов 123456789 , добавила к ним нуль-символ \0 и записала это в строку str . В потоке ввода осталось ещё 0\n .

Далее мы объявляем переменную h . Выводим её значение на экран. После чего вызываем функцию scanf . Тут-то ожидается, что мы можем что-то ввести, но т.к. в потоке ввода висит 0\n , то функция scanf воспринимает это как наш ввод, и записывается 0 в переменную h . Далее мы выводим её на экран.

Это, конечно, не совсем такое поведение, которое мы ожидаем. Чтобы справиться с этой проблемой, необходимо очистить буфер ввода после того, как мы считали из него строку, введённую пользователем. Для этого используется специальная функция fflush . У неё всего один параметр – поток, который нужно очистить.

Исправим последний пример так, чтобы его работа была предсказуемой.

Листинг 6.

#include int main(void) { char str; fgets(str, 10, stdin); fflush(stdin); // очищаем поток ввода puts(str); int h = 99; printf("do %d\n", h); scanf("%d",&h); printf("posle %d\n", h); return 0; }

Теперь программа будет работать так, как надо.


Рис.4 Сброс буфера stdin функцией fflush

Подводя итог, можно отметить два факта. Первый. На данный момент использование функции gets является небезопасным, поэтому рекомендуется везде использовать функцию fgets .

Второй. Не забывайте очищать буфер ввода, если используете функцию fgets .

На этом разговор о вводе строк закончен. Идём дальше.

Поделиться: