Space x когда на марс. Компания SpaceX

Глава компании SpaceX предприниматель Илон Маск полагает, что еще при жизни текущего поколения можно будет начать колонизацию Марса. По проекту бизнесмена, к Красной планете можно будет отправлять одновременно 100 человек, а цена полета для каждого из них составит около $100 000. Разумеется, для такого путешествия нужен космической транспорт нового типа, над созданием которого работает компания SpaceX.


Во время презентации Илон Маск показал видео, где представил свою концепцию межпланетной транспортной системы. Она будет состоять из многоразовых ракет, завода по производству ракетного топлива и 1000 космических кораблей/рейсов, перевозящих по 100 человек за раз. В космическом корабле (КК) SpaceX будут ресторан, каюты, возможность поиграть игры и посмотреть фильмы. То есть полет длительностью от 80 до 150 дней должен быть максимально комфортным. Это позволит путешествовать к Марсу всем желающим, а не только подготовленным профессиональным космонавтам.

Пассажирский межпланетный корабль, согласно проекту Маска, будет использовать 42 двигателя с тягой 127 800 КН. Диаметр корабля – 17 м, ракеты-носителя – 12 м, общая высота - 122 м. Предполагается, что первая миссия покинет Землю в 2024 г. и прибудет на Марс уже в следующем году.

Для реализации амбициозных проектов Маску требуется дополнительное финансирование, так как первый полет пассажирского корабля будет очень дорогим. По словам главы SpaceX, сейчас стоимость такого полета составляет около $10 млрд на человека, поскольку включает разработку и постройку всей транспортной системы. В перспективе стоимость планируется снизить до $200 тыс., а после и до $100 тыс.

Один из способов снижения себестоимости полета – система дозаправки на орбите. Сначала ракета-носитель выводит на орбиту космический корабль, а затем приземляется, где ее заправляют, пристыковывают модуль с топливными баками и опять запускают в космос. На околоземной орбите КК стыкуется в топливным модулем и система стартует к Марсу.

Космический корабль и ракета-носитель будут многоразовыми, что снизит стоимость эксплуатации системы. Также, КК сможет взлетать с Марса с полезной нагрузкой, то есть можно будет организовать полноценные грузовые и пассажирские перевозки по маршруту Марс-Земля.

Технически проект Илона Маска реализуем уже на современном этапе развития космических технологий, тем более что SpaceX как раз является технологическим лидером в плане создания космических транспортных систем. Самая сложная часть проекта: финансы и мотивация инвесторов. Найти громадную сумму, необходимую для постройки ракет будет непросто, особенно с учетом того, что перспективы его монетизации пока не очевидны. Разумеется, желающих попасть на Марс будет предостаточно, как и тех, кто захочет остаться там навсегда и основать колонию. Но на основание полноценной колонии с помощью одной транспортной системы от SpaceX понадобиться до 100 лет, так что изначально это будет некоммерческий проект. Впрочем, Илон Маск продемонстрировал возможность использования межпланетного КК для полета на спутники планет. Теоретически, это можно использовать при добыче редкоземельных полезных ископаемых, что окупит проект хотя бы частично. Также, снизить стоимость полета можно увеличив количество пассажиров вдвое, а при использовании медикаментозной комы, возможно, и вчетверо. Пока искусственную кому используют в клиниках не дольше 14 дней, но модернизация технологии вполне возможна. Тогда основная часть пассажиров транспорта может спать все путешествие в компактных капсулах.

Несмотря на то, что план Илона Маска кажется фантастикой, с технической точки зрения он осуществим, главной проблемой остается лишь вопрос финансирования. Для его получения, Илону Маску придется провести самую грандиозную PR-кампанию в истории, используя в том числе и «демонстрационные» полеты к Марсу. В ближайших планах SpaceX – отправка беспилотного транспортного КК Dragon на Марс, которая запланирована на в 2018 г.

Компания Илона Маска создала концепт поточной отправки людей и грузов к Красной планете. В ближайшие 40-100 лет на Марс могут отправиться около миллиона поселенцев


Создатель и руководитель американской компании SpaceX Илон Маск презентовал в мексиканском городе Гвадалахара проект межпланетной транспортной системы ITS (Interplanetary Transport System). С помощью нее известный бизнесмен рассчитывает начать колонизацию Марса.

Презентация прошла в рамках 67-го конгресса Международной астронавтической федерации. Выступая перед участниками мероприятия, Маск отметил, что человечество может и дальше спокойно продолжать жить на Земле и никуда не двигаться, а может стать межпланетной цивилизацией. Расселение людей по другим планетам в представлении Маска является альтернативой неизбежному вымиранию вида homo sapiens на Земле.

Космическая Одиссея

«Сегодня полет на Марс и жизнь на Красной планете кажется нам невозможной, однако мы должны сделать эту мечту реальностью за наше время жизни, - заявил Маск. - Любой человек, который пожелает отправиться на Марс, должен иметь такую возможность. Не хочу быть «плохим пророком в своем отечестве», но в будущем Земля, вероятно, переживет катастрофу, и мы вымрем. Альтернатива этому - человечество должно стать космическим видом», - добавил глава SpaceX.

На современном уровне развития технологий отправка одного человека на Марс обойдется дороже чем в 10 миллиардов долларов. Разумеется, для начала активной работы по колонизации других миров это чересчур большие расходы. По мнению Маска, выкладывать даже 10 миллионов долларов за отправку каждого колониста - слишком дорого.

Представленная им концепция ITS предполагает поточную отправку людей и грузов на Красную планету, с широким применением многоразовых дозаправляемых модулей. По расчетам специалистов SpaceX, применение такого метода позволит сократить расходы до 140 тысяч долларов за каждую тонну груза. При такой цене массовая отправка людей к Марсу уже обретает реальные перспективы.

Как и предполагалось ранее, первые колонисты, судя по всему, получат билеты в один конец. Создание марсианских городов, промышленности и инфраструктуры потребует нескольких десятилетий напряженного труда. Впрочем, проект не подразумевает, что первые партии отправленных на Марс кораблей останутся мертвым грузом на его поверхности. В SpaceX полагают, что звездолеты будут взлетать с Марса, используя местный метан. Иными словами, возможность для эвакуации колонистов с планеты гипотетически все-таки будет.

Марс и марсианские корабли

Маск разделяет мнение некоторых ученых, полагающих, что человечеству удастся частично терраформировать Марс, сделав условия на его поверхности приближенными к земным. По мнению сторонников этой теории, Красная планета в обозримой исторической перспективе может стать пригодной для существования микроорганизмов и некоторых видов растений.

Ученые не сомневаются, что в далеком прошлом планета обладала плотной атмосферой и значительным количеством жидкой воды на поверхности. Однако в результате попадания огромных астероидов Марс утратил сейсмическую активность и остыл, а атмосфера частично вымерзла, частично улетела в космос. Энтузиасты полагают, что прибывшие с Земли люди могли бы растопить часть ледников, повысив плотность атмосферы и подняв температуру поверхности планеты.

Начать космическую экспансию Маск предлагает на кораблях вместимостью в 200 человек. Эти аппараты будут выводиться на околоземную орбиту увеличенными копиями главного на данный момент детища SpaceX - возвращаемой ракеты Falcon-9. Эта ракета по своим габаритам и технически показателям должна превзойти даже легендарный «Сатурн V», якобы отправлявший американских астронавтов на Луну.

Высота перспективной ракеты составит 122 метра, диаметр - 12 метров, а взлетная масса с учетом топлива - 450 тонн. На орбиту ракеты будут отправлять пилотируемые модули, размер которых составит 50 метров в длину и 17 метров в сечении. После вывода на орбиту первая ступень будет садиться, а модуль с людьми и грузом продолжит путешествие к Марсу.

Комплектовать ракеты и межпланетные корабли в SpaceX намерены двигателями Raptor. На днях они успешно прошли стендовые испытания, показав наибольшее отношение тяги к массе. Чтобы максимально облегчить корабль, топливные баки предполагается делать из углеволокна.

По прикидке Маска, для первичной колонизации Марса потребуется около тысячи кораблей, которые совершат порядка 10 000 перелетов. Каждое путешествие займет не более 150 суток.

Марсианский город: вход по гринкарте

Глава SpaceX сообщил, что за первые 40 - 100 лет начала колонизации с Земли на Марс могут отправиться около миллиона поселенцев. Они смогут дать начало самостоятельной цивилизации.

Журналистов заинтересовал вопрос, намерен ли SpaceX привлекать для колонизации иностранных граждан. В ответ Маск заявил, что для того, чтобы это стало возможным, необходимо получать разрешение от Пентагона либо от американского Госдепартамента. Пока же устроиться в марсианскую программу SpaceX могут либо граждане Соединенных Штатов, либо обладатели гринкарты.

Иными словами, отметили обозреватели , россиян в обозримом будущем в проект по колонизации Марса не пустят.

МОСКВА, 21 июн — РИА Новости. Илон Маск, основатель компании SpaceX, подробно рассказал о планах по колонизации Марса и постройке автономного города на его поверхности, опубликовав статью в научном журнале New Space.

"Есть несколько вещей, которые Маск опускает или упускает в своей статье. К примеру, мы должны сначала дождаться первых результатов миссии "Экзомарс-2020" и убедиться в том, что жизни на Марсе нет, прежде чем мы начнем загрязнять его своими отходами. Кроме того, Маск не учитывает главную проблему Марса — низкие температуры поверхности и их резкие перепады. Обогрев "города" Маска потребует астрономического количества энергии", — отмечает в своем блоге Эндрю Коутс (Andrew Coates), астроном из университетского колледжа Лондона.

Сын неба

В конце сентября этого года Илон Маск рассказал о масштабных планах по колонизации Красной планеты, в рамках которых он планирует создать сверхтяжелую ракету и целый флот из тысячи многократно используемых межпланетных кораблей, которые к концу столетия доставят на Марс около миллиона людей.

Элон Маск планирует построить "город-миллионник" на Марсе Элон Маск, глава SpaceX, рассказал о своих планах по постройке целого "города" на Марс и организации "самоподдерживающейся" экспедиции на Красную планету из миллиона "марсонавтов" на Международной астронавтической конференции, проходящей на этой неделе в Мехико.

Главной целью всего этого процесса, в определении самого Маска, является создание на этой планете независимого от Земли автономного города-миллионника, который станет обеспечивать себя всем необходимым для жизни и будет являться полноценным социумом, не уступающим сообществам людей на Земле.

Свои планы по превращению человека в "космический вид" и шаги по их реализации американский предприниматель представил на суд общественности в рецензируемом научном журнале.

Почему Марс? По мнению Маска, Красная планета есть и будет единственным вариантом для "расширения" человечества по нескольким причинам — на ней много ресурсов, есть атмосфера, вода, и в целом Марс гораздо больше похож на Землю, чем Луна или другие близкие к нам планеты Солнечной системы.

5 000 000 процентов

Главным инструментом реализации планов Маска является удешевление космических полетов. По оценкам главы SpaceX, стоимость вывода грузов на орбиту должна уменьшиться примерно в пятьдесят тысяч раз, прежде чем постройка города-миллионника на Марсе станет возможной.

Удешевление потребует создания нескольких ключевых космических технологий, которые сегодня отсутствуют или существуют в зачаточном виде. Первой из них является возможность повторного использования разгонных блоков, ракет и топлива.

Для реализации этого, в свою очередь, потребуются технологии дозаправки на орбите, особые двигатели, способные работать на топливе, которое можно производить и на Земле, и на Марсе, а также технологии взлета и мягкой посадки на марсианскую поверхность.

Таким топливом, по мнению Маска, будет метан, молекулы которого можно вырабатывать из воды и углекислоты в атмосфере Марса, а кислород, возникающий в качестве побочного продукта его производства, можно использовать в качестве окислителя.

Для применения такого топлива и окислителя Маск планирует использовать особые баки из переплетенных углеродных нанотрубок, которые сейчас создаются в лабораториях SpaceX. Эти баки будут питать новые двигатели из серии Raptor рекордной мощности, целая батарея которых будет установлена на каждый космический корабль колонистов. Испытания этого двигателя, как пишет глава космического стартапа, уже начались осенью прошлого года.

Будет ли жизнь на Марсе?

Сами колонисты, по мнению Маска, должны отправляться на Марс не по мере постройки кораблей, а практически одновременно, сформировав своеобразную "колониальную флотилию" из нескольких сотен пассажирских "астролайнеров". Это позволит сэкономить большие деньги на их запуске и даст возможность наладить бесперебойное снабжение базы.

По оценкам Маска, если все его идеи по снижению стоимости полета будут реализованы в ближайшие годы, то билет на такой "лайнер" обойдется примерно в 140 тысяч долларов. Предприниматель намерен вкладывать в реализацию этой программы все деньги, которые SpaceX зарабатывает на контрактах НАСА и коммерческих запусках.

SpaceX испытала ракетный двигатель Raptor для доставки людей на Марс Raptor – это метановый двигатель нового поколения компании SpaceX, сконструированный для космического корабля Red Dragon, призванного доставить человека на Марс.

Как считает Коутс, первая часть планов Маска вполне реализуема — ничто не мешает SpaceX создать "челноки", способные долететь до Марса и вернуться назад. С другой стороны, постройка постоянной колонии, восстановление атмосферы Марса и путешествия к более далеким планетам и лунам, таким как Юпитер или спутник Сатурна Энцелад, астроном считает плодами фантазии Маска, которые вряд ли удастся исполнить в ближайшей перспективе.

Кроме того, существованию города на Марсе, помимо проблем с обогревом, будет мешать то, что поверхность Красной планеты не защищена от бомбардировки космическими лучами и потоками солнечного ветра. Соответственно, длительное пребывание на Марсе или просто полет к нему может или убить человека, или вызвать рак и прочие серьезные проблемы со здоровьем. Поэтому, как считает Коутс, идеи Маска по-прежнему остаются мечтой, к которой можно стремиться, но которую вряд ли удастся реализовать в обозримом будущем.

Space Exploration Technologies Corporation - частная американская компания, созданная для освоения космоса. SpaceX производит и запускает космические ракеты Falcon.

В сотрудничестве с NASA компания разработала космический модуль Dragon - первый частный корабль, который используется для доставки груза на МКС.

Это проект какого-то продвинутого миллиардера?

Да, SpaceX в 2002 году основал известный бизнесмен, инженер, изобретатель, инвестор и миллиардер . Личность легендарная: Маск - один из создателей платёжной системы PayPal, главный разработчик и генеральный директор компании Tesla Inc.

В числе его перспективных проектов - вакуумный поезд Hyperloop, который будет ездить со скоростью более 1200 километров в час, и разработка технологии объединения человеческого мозга с компьютером.

Именно Маск стал прототипом изобретателя и миллиардера Тони Старка - знаменитого Железного человека из киновселенной Marvel. Илон и сам появился на экране в нескольких фильмах. В «Железном человеке 2» он сыграл приятеля Старка.

Howitstarted.co.uk

Чем отличается SpaceX от других производителей ракет?

Создатели компании поставили перед собой амбициозную цель: сделать полёты в космос дешевле и открыть путь к колонизации Марса. В SpaceX небольшой, по меркам прочих космических разработчиков, коллектив: чуть более пяти тысяч человек.

Компания всё делает сама: проектирует, собирает, тестирует, производит необходимые комплектующие для ракет, включая двигатели.

Кроме того, ракеты-носители Falcon 1 и Falcon 9 и корабль Dragon изначально задумывались как многоразовые. Dragon сегодня является единственным действующим грузовым кораблём, который может вернуть груз из космоса.

Что уже запустила SpaceX?

История покорения космоса такова:
  • Пять запусков ракеты-носителя Falcon 1 (три попытки неудачные, две удачные).
  • 32 запуска ракеты-носителя Falcon 9 (30 успешных). В 12 из них ракета отправилась в космос с грузовым кораблём Dragon (один запуск неудачный). Также Falcon доставил на орбиту земли спутники различного назначения.

И всё же, что считается главным достижением SpaceX?

В 2015 году впервые в истории произошла посадка на Землю первой ступени ракеты-носителя Falcon 9, после того как она вывела груз на околоземную орбиту.

Через полгода после посадки на сушу выполнившую задание ступень удалось посадить на морскую платформу.

А в конце марта 2017 года SpaceX успешно запустила ракету Falcon 9 с первой ступенью, которая побывала в космосе годом ранее. Тогда ракета вывела на орбиту телекоммуникационный спутник. После этого первая ступень вернулась на Землю и села на плавучую платформу.

Илон Маск не сдержал эмоций после завершения этой миссии: «Это революция, которая изменит само представление о космических полётах. Нам понадобилось 15 лет, чтобы добраться до этой точки. Это великий день для SpaceX и освоения космоса в целом».

Что это значит на практике?

Разработчики добились своего: стоимость Falcon 9 примерно 60 миллионов долларов. Около 80% от этой суммы приходится на первую ступень. То, что её сделали многоразовой, значительно сократит расходы, которые связаны с производством и запуском ракет-носителей. А значит, и удешевит процесс покорения космоса в целом.

Маск уже заявил, что в будущем многоразовые ракеты будут запускаться до 20 раз, а цена полётов станет ещё ниже. До конца 2017 года SpaceX хочет совершить 27 запусков Falcon, в том числе бывших в употреблении.

Кроме того, планируется сделать так, чтобы Falcon 9 могли повторно отправляться в космос всего через 24 часа после возвращения. По сути, это сделает ракеты похожими на самолёты.

Чего ожидать от SpaceX в ближайшем будущем?

К концу 2017 года компания хочет запустить первый Falcon Heavy - ракету-носитель тяжёлого класса. Она сможет доставлять на низкую орбиту до 55 тонн груза (у самой последней версии Falcon 9 максимальная полезная нагрузка в два раза меньше).

Именно Falcon Heavy хотят использовать для доставки грузов на Марс: на Красную планету ракета сможет перевезти около 13 тонн.

Разрабатывает ли SpaceX корабли с экипажем?

В 2011 году SpaceX вступила в пилотируемую программу NASA. Компания получила финансирование на разработку пилотируемого корабля Dragon V2. На его борту смогут находиться четыре астронавта.

В ноябре 2017 года SpaceX планирует отправить корабль в первый испытательный полёт к МКС без экипажа.

А в мае 2018 года Dragon V2 отправится на орбиту Земли уже с космонавтами. Корабль должен будет пристыковаться к станции, а спустя две недели отправиться домой, приземлившись при помощи парашютов.

А что с путешествиями на Луну?

В конце 2018 года SpaceX отправит в космос корабль Dragon V2 с двумя туристами на борту. Они облетят вокруг Луны и вернутся на Землю. Желающие отправиться в уникальное космическое путешествие найдены, они уже внесли аванс за самый необычный тур.

Путешествие займёт неделю. Старт ракеты-носителя Falcon Heavy, которая отправит к Луне корабль, запланирован с площадки на мысе Канаверал, откуда отправлялись лунные миссии по программе Apollo.

Когда же ждать полётов на Марс?

Запустить ракету-носитель Falcon Heavy и модифицированный корабль Dragon V2, который должен будет приземлиться на Марс (миссия Red Dragon), компания планирует в 2020 году.

Капсула Red Dragon должна будет собрать всю информацию о планете, оценить и природные ресурсы, протестировать посадку тяжёлой техники на марсианскую поверхность. Образцы отправятся назад на Землю.

А до 2026 года SpaceX намерена доставить на Марс первого человека. Илон Маск всегда говорил, что основал компанию, чтобы «помочь сделать человечество мультипланетным видом».

Компания уже разрабатывает космический корабль для первых колонистов Марса - Interplanetary Transport System.

Если всё пойдёт по плану, в 2018 году космический аппарат Red Dragon компании SpaceX совершит посадку на Марсе и станет первым частным кораблём на поверхности другой планеты. Основавший SpaceX предприниматель Илон Маск говорит, что его цель - умереть на Марсе (желательно не во время жёсткой посадки), а все его космические проекты - это подготовка к колонизации Красной планеты. Редактор научно-популярного альманаха metkere.com Илья Кабанов попробовал разобраться, когда стоит ждать Маска на Марсе.

27 апреля 2016 года SpaceX одним твитом анонсировала свою первую марсианскую миссию. Со времён начала космической эры человечество действительно сделало большой шаг вперёд: если раньше для объявления об исторической инициативе пришлось бы собирать пресс-конференцию, то теперь достаточно 115 символов и одной картинки.

Илон Маск в своём твиттере раскрыл некоторые подробности: корабль Dragon 2 сконструирован для посадки «где угодно в Солнечной системе», марсианская миссия «Красный дракон» станет его первым испытанием, но о пилотируемых рейсах и продолжительных полётах речь пока не идёт - внутренний объём аппарата сопоставим с внедорожником.

И это, в общем, вся информация, которая доступна сейчас - подробный план своей марсианской программы SpaceX обещает представить осенью 2016 года на Международном астронавтическом конгрессе в Мексике. Но уже сейчас понятно, что начавшаяся почти 15 лет назад космическая одиссея никогда не была сумбурным набором отдельных проектов. Каждый шаг Маска приближал его к реализации масштабной стратегии - колонизации Марса.

Многоразовые ракеты

Всё началось в 2002 году, когда Илон Маск основал Space Exploration Technologies Corporation, или SpaceX. Маск вложил в проект больше $100 млн, вырученных от продажи своей доли в платёжной системе PayPal (одним из основателей которой он являлся). Контракты более чем на $5 млрд с компанией подписали НАСА и американские оборонные ведомства. В арсенале SpaceX - ракеты-носители Falcon и космические корабли Dragon. В 2008 году компания с пятой попытки успешно запустила свою первую ракету Falcon 1. Спустя четыре года на Международную космическую станцию отправилась Falcon 9, и с тех пор Dragon доставляет грузы на МКС. НАСА ждёт, что к концу 2017 года SpaceX начнёт пилотируемые полёты на орбиту. Вместе с космическим кораблём, созданным корпорацией Boeing, «Дракон» Маска лишит российские «Союзы» монопольного положения единственного средства доставки астронавтов на МКС, которое они занимают после прекращения полётов Space Shuttle в июле 2011 года.

Осенью 2016 года компания Маска планирует запустить самую мощную в мире ракету Falcon Heavy,

которая, грубо говоря, выглядит как три соединённых вместе Falcon 9. Судя по всему, именно тяжёлую модификацию ракеты SpaceX использует для отправки «Красного дракона» к Марсу.

Ракеты-носители Falcon - одна из главных фишек SpaceX, её уникальное торговое предложение. Первая ступень ракеты спроектирована многоразовой, что сулит революцию в освоении космоса, радикально сокращая стоимость запусков. (Традиционная космическая отрасль относится к ракетам-носителям как к расходному материалу - вырабатывая по мере набора высоты топливо, ступени отделяются и падают на землю или в океан; использовать их повторно после этого невозможно.) 8 апреля 2016 года инженеры SpaceX впервые в истории посадили первую ступень Falcon 9 на плавучую платформу. Перед этим в декабре 2015 года компания впервые посадила Falcon 9 на суше.

Многоразовая ракета - это не просто способ сэкономить на доставке грузов на орбиту. Это ещё и отработка технологий, необходимых для успешной марсианской посадки. По сути, пока весь мир наблюдал за приземлением и приводнением первых ступеней Falcon, специалисты SpaceX тестировали мягкую посадку космического корабля на поверхность Марса.

В свою очередь, конструкция космического корабля Dragon 2 предполагает возможность его использования как для работы на околоземной орбите, так и для полёта к Марсу - разумеется, при условии необходимых доработок. В составе «Дракона» есть восемь двигателей SuperDraco, которые предназначены для аварийного отделения капсулы от ракеты, но могут использоваться и для марсианской посадки. Если марсоход Curiosity снижался с помощью системы «Небесный кран» (см. ролик ниже), то Red Dragon будет полагаться только на собственные ракетные двигатели.

Впрочем, когда Илон Маск пишет, что Dragon 2 сможет совершать посадку на любой планете или спутнике Солнечной системы, а миссия Red Dragon станет его полевым испытанием, он либо преувеличивает, либо лукавит. Хотя внешний вид кораблей, спроектированных для земной орбиты и посадки на Марсе, может не отличаться, а некоторые узлы - оставаться одними и теми же, полёт к другой планете мало похож на отправку грузов к МКС. Марсианская миссия потребует, скорее всего, другой электроники, других технологий теплозащиты, а в случае пилотируемых полётов - и решения проблемы защиты от радиации в течение нескольких месяцев в межпланетном пространстве.

Нелёгкий путь на Марс

Марсианская научная лаборатория, куда входит Curiosity, а также советские межпланетные станции с «Марс-4» по «Марс-7», запущенные в 1973 году, достигали в своей массе четырёх тонн. По оценкам экспертов, Red Dragon будет весить вдвое больше.

Только топливо, необходимое для управляемой посадки на поверхность Марса, займёт две тонны.

Полезная нагрузка составит одну тонну - вероятно, на борту «Дракона» будут новые марсоходы.

Это, пожалуй, главное значение первой марсианской миссии Маска - без действительно тяжёлых космических кораблей невозможны не только колонизация Марса, но и даже отправка к нему краткосрочных пилотируемых миссий. Проверив свои технологии в реальных условиях, SpaceX приблизится к исполнению мечты своего основателя гораздо ближе, чем любое государственное космическое агентство.

Космос как бизнес

Романтика космических полётов долгое время мешала увидеть действительный масштаб стратегии Илона Маска. Он не похож на отца американской космической программы Вернера фон Брауна и на Сергея Королёва, а SpaceX равно далека и от «Роскосмоса», и от НАСА. Маск не стремится ставить рекорды, а его компания не тратит десятилетия на разработку «ракеты мечты». Вместо этого он использует подходы, которые давно применяются в технологических компаниях. Он выпускает продукт, обладающий минимальным набором необходимых функций, и тестирует его в боевых условиях. Потом выходят новые версии продукта, совсем как новые айфоны у Apple.

Маск не боится неудач - для него очередной провальный запуск становится источником ценных данных, а не поводом для депрессии.

В этом его главное конкурентное преимущество перед традиционными космическими агентствами: пока их руководители трясутся от страха, ожидая выговора или сокращения финансирования, он продолжает реализовывать свою стратегию.

В SpaceX собрались инженеры, которые считают деньги, что большая редкость для космической индустрии, и полагаются на собственные разработки вместо того, чтобы обращаться к поставщикам. Если можно не покупать прибор за 50 тысяч долларов, а собрать его самим, потратив на это пару тысяч, инженеры Маска выберут именно этот путь.

Вообще, космические проекты Маска - самое наглядное доказательство преимущества частного бизнеса над государственным планированием. К примеру, космодром для своих ракет он собирается построить за 100 миллионов долларов - эта сумма в 32 раза ниже той, что заложена в смету нового российского космодрома «Восточный».

Когда же стоит ждать Маска на Марсе? Учитывая неоднократные переносы сроков в прошлом, к его обещанию запустить корабль в 2018 году стоит относиться с долей скепсиса. Скорее всего, реальный старт мы увидим ближе к 2019–2020 годам. Уже сейчас ясно, что это будет увлекательное время: в 2020 году Китай планирует отправить на Марс свой аппарат, на этот же год «Роскосмос» и Европейское космическое агентство перенесли запуск второй части миссии ExoMars. Перспективы пилотируемых полётов пока более туманны: НАСА осторожно говорит о людях на Марсе в 2030-х годах, китайцы, как и россияне, планируют высадиться на Красную планету не раньше 2040-х.

Точный график марсианской программы Маска мы узнаем уже в сентябре, но его предыдущие заявления позволяют судить о том, что первых астронавтов он собирается отправить к Марсу до конца 2020-х.

Поделиться: