Характер консультативного контакта психоаналитика и клиента определяется. Характеристика консультативного контакта, основные параметры его определений

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ КОНТАКТ

План:

  1. Дать определение консультативного контракта.
  2. Терапевтический климат.
  3. Физические компоненты терапевтического климата.
  4. Навыки поддержания консультативного контракта.

5. ПЕРЕНОС И КОНТРПЕРЕНОС В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ И ПСИХОТЕРАПИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНОГО КОНТАКТА

В 1975 г. С. Rogers (цит. по: Gelso, Fretz, 1992) задал вопрос: "Можно ли утверждать, что существуют необходимые и достаточные условия, способствующие позитивным изменениям личности, которые можно было бы четко определить и измерить?" На этот вопрос он сам дал ответ, назвав шесть условий:

  1. Два лица находятся в психологическом контакте.
  2. Первый персонаж, назовем его "клиентом", пребывает в состоянии психического расстройства, раним и встревожен.
  3. Второй персонаж, назовем его "консультантом", активно участвует в общении.
  4. Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту.
  5. Консультант переживает эмпатию, приняв точку зрения клиента, и дает это ему понять.
  6. Эмпатическое понимание и безусловное уважение консультанта передаются клиенту даже при минимальной выраженности.

Никакие другие условия не обязательны. Если в определенный промежуток времени обеспечены данные шесть условий, этого достаточно. Позитивные изменения личности произойдут.



Итак, клиент должен быть в контакте с консультантом и прийти в состояние, делающее его чувствительным к помощи со стороны. Особенно важны 3-е, 4-е и 5-е условия, обеспечивающие достаточный для помощи консультативный контакт.

Доверительный контакт консультанта и клиента, основанный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и искренности консультанта по отношению к клиенту, является неотъемлемой, а по мнению многих профессионалов - существенной составляющей психологического консультирования и психотерапии.

Консультативный контакт, хотя внешне кажется формальным и весьма непродолжительным по сравнению со всей жизнью клиента, все же является более тесным, интенсивным и глубоким, нежели любая другая межличностная связь. В консультировании клиент обращается к незнакомому человеку и раскрывает ему мельчайшие подробности своей личной жизни, о которых, может быть, никто больше не знает. Рассказанное клиентом часто представляет его не в лучшем свете. Иногда в процессе консультирования "всплывают" новые стороны личности, удивляющие, огорчающие и даже шокирующие самого клиента. Все это делает консультативный контакт интимным отношением двоих людей, причем специфически интимным, непохожим на привычные дружеские или любовные отношения. Эта специфичность неплохо раскрыта Henry с соавт. (1973 г.; цит. по: Kennedy, 1977):

"Уникальность природы терапевтического контакта зависит от способности терапевта различать интимно-личностные и интимно-терапевтические отношения. В противоположность близким личным связям терапевтический контакт, хотя и наполнен чувствами, является асимметричным, т.е. только пациент раскрывает интимные подробности своей жизни. Психотерапевт же волен решать, насколько раскрываться, и выбирать способ реагирования на события, излагаемые клиентом, а может не реагировать вообще. Контакт асимметричен еще и потому, что только терапевт истолковывает смысл рассказанного и способен оценить достижение терапевтических целей. В итоге терапевтический контакт устанавливается по правилам, указанным терапевтом. Эти правила предусматривают отношения, в которых терапевт имеет возможность узнать о клиенте почти все, а клиент получает сведения о терапевте всего лишь как о специалисте". Соображения об особенностях интимности в отношениях клиента и психотерапевта, несмотря на психоаналитическую категоричность, можно, по нашему мнению, отнести и к консультативному контакту.

Теперь перейдем к определениям консультативного контакта. Они разнообразны, но мы рассмотрим только два наиболее обобщенных определения, отвечающие нашей точке зрения на психологическое консультирование.

Консультативный контакт - это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни (George, Cristiani, 1990).

Консультативный контакт - это чувства и установки, которые участники консультирования (консультант и клиент - Прим. авт. ) испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения (Gelso, Carter, 1985).

Практически все определения указывают на несколько уникальных черт консультативного контакта. George и Cristiani (1990) выделили шесть основных параметров:

  • эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов);
  • интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным);
  • динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта);
  • конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности);
  • оказание поддержки (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому);
  • добросовестность.

Что делает консультативный контакт терапевтичным, эффективным для решения психологических проблем клиентов? Прежде всего то, что сам характер контакта между консультантом и клиентом отражает особенности отношений клиента с другими людьми, стиль и стереотипы его общения - проблемы клиентов можно увидеть словно в зеркале.

Характер консультативного контакта в самом процессе консультирования зависит от теоретической ориентации консультанта (George, Cristiani, 1990).

Таблица 3. Современные представления о консультативном контакте

Направление Консультативный контакт
Психоаналитическое направление Консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакций переноса клиента, и установлению более рационального контроля. Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого
Адлерианское направление Акцентируется разделение ответственности между консультантом и клиентом, обоюдное доверие и уважение, равноценность позиций, установление общих целей консультирования
Терапия поведения Консультант является активной и директивной стороной; он исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению. Клиент должен активно апробировать новые способы поведения. Вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения
Рационально-эмоциональная терапия (A. Ellis) Консультант выполняет роль учителя, а клиент - ученика. Личным отношениям консультанта с клиентом не придается значения. Клиент побуждается к пониманию своих проблем и на основе этого понимания - к изменению своего поведения, основываясь на рациональных предпосылках
Ориентированная на клиента терапия (C. Rogers) Консультативный контакт составляет сущность процесса консультирования. Особенно подчеркиваются искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со стороны консультанта и "передача" этих установок клиентам. Усвоенные во время консультативного контакта навыки клиент переносит на другие отношения
Экзистенциальная терапия Основная задача консультанта - вжиться в экзистенцию клиента и завязать с ним аутентичную связь. Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникальность. Отношение между консультантом и клиентом понимается как контакт "человек - человек", идентичный встрече двух равноценных людей "здесь и теперь". Во время консультативного контакта меняется как консультант, так и клиент

Как видно из табл. 3, с позиций различных теоретических ориентаций контакт "консультант - клиент":

  • или создает предпосылки для начала изменения (терапия поведения и рационально-эмоциональная терапия);
  • или самопроизвольно изменяет клиента (ориентированная на клиента терапия или экзистенциальная терапия);
  • или составляет содержание обсуждения и работы вообще (психодинамическое направление).

Таким образом, хотя представители, например, экзистенциально-гуманистического и психодинамического направлений консультативный контакт в конкретной работе используют по-разному, они едины во мнении о его важности в процессе консультирования (Prochaska, 1979).

2. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КЛИМАТ.
ФИЗИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КЛИМАТА

Качество консультативного контакта зависит от двух важных факторов: терапевтического климата, навыков консультанта (вербальных и невербальных) в поддержании общения.

Терапевтический климат в свою очередь включает несколько эмоционально значимых компонентов. Из физических составляющих упомянем оборудование места консультирования, расположение консультанта и клиента в пространстве (дистанция, манера сидеть и т.п.), структурирование выделенного для консультирования времени. К собственно эмоциональным компонентам терапевтического климата относят создание атмосферы обоюдного доверия, искренность консультанта, его способность к эмпатии и безусловному уважению клиента.

В этом разделе обсудим физические компоненты терапевтического климата.

Обстановка консультирования

Во время психологического консультирования клиент с меньшей настороженностью раскрывает и исследует свои проблемы, если консультирование происходит в хорошо оборудованном кабинете. Понятно, что не всегда возможно обеспечить идеальные условия, однако к месту консультирования предъявляются определенные требования. Прежде всего консультирование должно происходить в спокойной обстановке, в звуконепроницаемом кабинете. Мы знаем, что сам процесс консультирования на первых порах повышает тревожность, поэтому клиент должен быть уверен, что его не услышат посторонние. Если клиент слышит происходящее в соседней комнате или коридоре, он усомнится в конфиденциальности общения с консультантом. Это может помешать возникновению терапевтически эффективного контакта.

Кабинет должен быть не очень большим, окрашенным в спокойные тона, уютно обставленным и не слишком вычурным. Свет не должен падать на клиента. В кабинете необходим стол, удобные стулья (три-четыре стула на случай приема нескольких человек, например: родители клиента, супружеская пара и т.п.). Для проведения занятий по релаксации желательно иметь кушетку. На стенах можно повесить несколько картин, на полках расположить книги, но интерьер не должен быть перегружен, чтобы не отвлекать внимание клиента. На рабочем месте не стоит держать слишком личные вещи (например, семейные фотографии) или предметы, отражающие убеждения консультанта (например, крест на стене).

Каждый раз клиента следует принимать в одном и том же кабинете. Это его меньше отвлекает, не занимает время на освоение новой обстановки, кроме того, позволяет чувствовать себя безопаснее.

Иногда между консультантом и клиентом имеется посредник (например, регистратор), выполняющий вспомогательные функции. Однако роль такого человека отнюдь не второстепенна, он настраивает клиента на встречу с консультантом. Поэтому ассистент должен уметь тепло и дружески общаться, быть гостеприимным, но ни в коем случае не подменять консультанта и не вмешиваться в жизнь клиента. Он, как и консультант, обязан строго соблюдать требования конфиденциальности.

Структурирование консультативного пространства

Клиент входит в комнату и попадает на "территорию консультанта". Одним из главных аспектов взаимодействия консультанта и клиента является то, что обозначают как "структурирование пространства". Уже происходящее при первой встрече оказывает влияние на психологическое самочувствие клиента. Встреча начинается со знакомства. При этом следует придерживаться определенного этикета: встать и встретить клиента на полпути, представиться, попросить клиента назвать имя и фамилию, предложить ему выбрать место и сесть, прежде чем расположиться самому. Чтобы клиент почувствовал непринужденность, консультант с первых минут знакомства должен предстать вежливым, гостеприимным хозяином и вести себя естественно без излишнего напряжения.

Еще один вопрос, связанный со структурированием консультативного пространства, - это расположение консультанта и клиента. R. May (1968) употребляет понятие "геометрия любви". Если консультант и клиент сидят на противоположных сторонах стола, то между ними сохраняется социальная дистанция, и атмосфера консультирования будет скорее всего официальной. Беспокойным клиентам подходит именно такая позиция - стол служит барьером общению. Для консультирования, наоборот, благоприятна позиция расположения консультанта и клиента за столом на одной стороне. В этих условиях консультанту доступна вся невербальная информация, исходящая от клиента, кроме того, он может менять (и позволяет менять клиенту) расстояние между ними в зависимости от ситуации консультирования или при изменении консультативного контакта. Расположение друг против друга позволяет в большей мере создавать отношения сотрудничества. Дистанция между консультантом и клиентом отражает известный в социальной психологии феномен "личного пространства". Личное пространство изменяется в зависимости от отношений участников беседы, обсуждаемой темы, культурных различий. Из-за неправильно выбранной дистанции в консультировании (например, несоразмерность социального или возрастного аспекта личного пространства) некоторые темы вообще не могут быть затронуты. С проблемой дистанции тесно связан вопрос о терапевтическом смысле и возможности физического прикосновения к клиенту. Прикосновение означает очень близкий, интимный контакт. Исследования Holroyd и Brodsky (1977, цит. по: Corey, 1986) показали, что около половины опрошенных психотерапевтов полагают, что физический неэротический контакт представляется ценным в процессе консультирования. Он более всего уместен при:

  • консультировании социально и эмоционально незрелых клиентов;
  • консультировании людей, находящихся в кризисе после психической травмы, особенно связанной с утратой близких;
  • стремлении продемонстрировать эмоциональную поддержку.

Однако очень трудно установить границу, где физический неэротический контакт приобретает характер эротического. В любом случае прикосновение не должно быть использовано как специфическая техника консультирования при отсутствии искренних, истинных чувств по отношению к клиенту. Чтобы прикосновение помогло создать безопасный для клиента терапевтический климат, оно должно быть спонтанным и искренним.

Структурирование времени консультирования

Терапевтический климат предполагает и надлежащее структурирование времени. Уже первая встреча с клиентом должна продолжаться столько времени, сколько и все последующие встречи. Иногда первая встреча затягивается из-за необходимости ближе познакомиться с клиентом и вселяет в него надежду на нереальную продолжительность консультирования. Поэтому лучше не вызывать ложных ожиданий.

Обычно консультативная беседа со взрослым человеком длится от 50 минут до одного часа. Такая продолжительность не случайна. Менее продолжительная беседа заставляет нервничать и консультанта, и клиента, создавая впечатление, что они не успеют достаточно глубоко обсудить вопросы, возникшие во время встречи. Более продолжительная беседа, хотя этого иногда желает как клиент, так и консультант, слишком утомит обоих участников консультирования. Психотерапия и консультирование требуют концентрации внимания и бдительности, а, как известно, концентрацию внимания трудно сохранять более 45 - 50 минут. Традиционные 50 минут, регламентирующие консультативную встречу, позволяют продуктивно обсудить несколько вопросов, а затем 10 минут уделить записи основных аспектов прошедшей беседы или просто отдыху за чашечкой кофе. Это также важно при приеме нескольких клиентов подряд. Продолжительность беседы может изменяться в зависимости от возраста клиента. George и Cristiani (1990) указывают, что беседа с 5-7-летним ребенком не должна длиться более 20 минут, с 8-12-летним - около 30 минут, а с детьми старше 12 лет консультативная беседа может продолжаться до 1 часа.

Продолжительность беседы консультант определяет в начале встречи. Клиент должен знать, каким временем он располагает для обсуждения наболевших проблем. Когда консультант не устанавливает продолжительности беседы, он заставляет клиента постоянно нервничать, что прием может прекратиться в любой момент. Такое манипулятивное поведение нежелательно. Пределы времени можно устанавливать самыми разнообразными способами:

"В нашем распоряжении 50 минут, и я готов выслушать Вас ".

"Полагаю, что Вы могли бы начать с того, что ждете от консультирования. У нас есть 50 минут времени ".

"Как бы Вы хотели использовать сегодняшнее наше время? У нас есть 50 минут ".

Консультативная встреча подходит к концу спустя почти 40 минут. Чтобы помочь клиенту лучше сориентироваться во времени, мы должны ему напомнить, что время заканчивается: "Сегодня у нас остается около 10 минут, что бы Вы еще хотели обсудить за это время?" Озабоченный клиент часто плохо ориентируется во времени, поэтому такое напоминание может оказаться важным.

В начале консультирования необходимо также определить общую продолжительность консультирования. Конечно, в самом начале трудно установить, сколько времени займет решение тех или иных проблем. Поэтому можно заключить с клиентом определенный контракт на 3-4 встречи, а затем окончательно решить, является ли консультативный контакт продуктивным и сколько времени может продолжаться консультирование.

В начале консультирования следует определить и частоту встреч. Обычно полагают, что для установления продуктивного контакта достаточно одной - двух встреч в неделю. Если встречаться реже, становится значительно труднее ближе узнать клиента, вспомнить, что происходило на прошлой встрече, а также сохранить непрерывность процесса консультирования.

В 1975 г. С. Rogers (цит. по: Gelso, Fretz, 1992) задал воп­рос: "Можно ли утверждать, что существуют необходимые и достаточные условия, способствующие позитивным измене­ниям личности, которые можно было бы четко определить и измерить?" На этот вопрос он сам дал ответ, назвав шесть условий:

1. Два лица находятся в психологическом контакте.

2. Первый персонаж, назовем его "клиентом", пребывает в состоянии психического расстройства, раним и встревожен.

3. Второй персонаж, назовем его "консультантом", ак­тивно участвует в общении.

4. Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту.

5. Консультант переживает эмпатию, приняв точку зре­ния клиента, и дает это ему понять.

6. Эмпзтическое понимание и безусловное уважение кон­сультанта передаются клиенту даже при минимальной выра­женности.

Никакие другие условия не обязательны. Если в опреде­ленный промежуток времени обеспечены данные шесть ус­ловий, этого достаточно. Позитивные изменения личности произойдут.

Итак, клиент должен быть в контакте с консультантом и прийти в состояние, делающее его чувствительным к помо­щи со стороны. Особенно важны 3-е, 4-е и 5-е условия, обеспечивающие достаточный для помощи консультативный контакт.

Доверительный контакт консультанта и клиента, осно­ванный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и ис­кренности консультанта по отношению к клиенту, является неотъемлемой, а по мнению многих профессионалов - су­щественной составляющей психологического консультиро­вания и психотерапии.

Консультативный контакт, хотя внешне кажется фор­мальным и весьма непродолжительным по сравнению со всей жизнью клиента, все же является более тесным, интен­сивным и глубоким, нежели любая другая межличностная связь. В консультировании клиент обращается к незнакомому человеку и раскрывает ему мельчайшие подробности своей личной жизни, о которых, может быть, никто больше не знает. Рассказанное клиентом часто представляет его не в лучшем свете. Иногда в процессе консультирования "всплы­вают" новые стороны личности, удивляющие, огорчающие и даже шокирующие самого клиента. Все это делает консуль­тативный контакт интимным отношением двоих людей, причем специфически интимным, непохожим на привыч­ные дружеские или любовные отношения. Эта специфич­ность неплохо раскрыта Henry с соавт. (1973 г.; цит. по:

"Уникальность природы терапевтического контакта за­висит от способности терапевта различать интимно-лично­стные и интимно-терапевтические отношения. В противо­положность близким личным связям терапевтический контакт, хотя и наполнен чувствами, является асиммет­ричным, т.е. только пациент раскрывает интимные под­робности своей жизни. Психотерапевт же волен решать, насколько раскрываться, и выбирать способ реагирования на события, излагаемые клиентом, а может не реагировать вообще. Контакт асимметричен еще и потому, что только терапевт истолковывает смысл рассказанного и способен оценить достижение терапевтических целей. В итоге тера­певтический контакт устанавливается по правилам, ука­занным терапевтом. Эти правила предусматривают отно­шения, в которых терапевт имеет возможность узнать о клиенте почти все, а клиент получает сведения о терапев­те всего лишь как о специалисте". Соображения об особен­ностях интимности в отношениях клиента и психотерапев­та, несмотря на психоаналитическую категоричность, можно, по нашему мнению, отнести и к консультативно­му контакту.

Теперь перейдем к определениям консультативного кон­такта. Они разнообразны, но мы рассмотрим только два наиболее обобщенных определения, отвечающие нашей точке зрения на психологическое консультирование.

Консультативный контакт - это уникальный динамич­ный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для разви­тия в позитивном направлении и актуализировать потенци­ал осмысленной жизни (George, Cristiani, 1990).

Консультативный контакт - это чувства и установ­ки, которые участники консультирования (консультант и клиент. - Прим. авт.) испытывают один по отноше­нию к другому, и способ их выражения (Gelso, Carter,

Практически все определения указывают на несколько уникальных черт консультативного контакта. George и Cristiani (1990) выделили шесть основных параметров:

Эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследова­ние переживаний клиентов);

Интенсивность (поскольку контакт представляет ис­креннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным);

Динамичность (при смене клиента меняется и специ­фика контакта);

Конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверитель­ности);

Оказание поддержки (постоянная поддержка консуль­танта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому);

Добросовестность.

Что делает консультативный контакт терапевтичным, эффективным для решения психологических проблем кли­ентов? Прежде всего то, что сам характер контакта между консультантом и клиентом отражает особенности отношений клиента с другими людьми, стиль и стереотипы его обще­ния - проблемы клиентов можно увидеть словно в зеркале.

Характер консультативного контакта в самом процессе консультирования зависит от теоретической ориентации консультанта (George, Cristiani, 1990).

Таблица 3. Современные представления о консультативном контакте.

Как видно из табл. 3, с позиций различных теоретичес­ких ориентации контакт "консультант - клиент":

Или создает предпосылки для начала изменения (тера­пия поведения и рационально-эмоциональная терапия);

Или самопроизвольно изменяет клиента (ориентиро­ванная на клиента терапия или экзистенциальная терапия);

Или составляет содержание обсуждения и работы вооб­ще (психодинамическое направление).

Таким образом, хотя представители, например, экзис­тенциально-гуманистического и психодинамического на­правлений консультативный контакт в конкретной работе используют по-разному, они едины во мнении о его важно­сти в процессе консультирования (Prochaska, 1979).

3.2. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КЛИМАТ. ФИЗИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КЛИМАТА

Качество консультативного контакта зависит от двух важных факторов: терапевтического климата, навыков кон­сультанта (вербальных и невербальных) в поддержании об­щения.

Терапевтический климат в свою очередь включает не­сколько эмоционально значимых компонентов. Из физичес­ких составляющих упомянем оборудование места консульти­рования, расположение консультанта и клиента в простран­стве (дистанция, манера сидеть и т.п.), структурирование выделенного для консультирования времени. К собственно эмоциональным компонентам терапевтического климата от­носят создание атмосферы обоюдного доверия, искренность консультанта, его способность к эмпатии и безусловному уважению клиента.

В этом разделе обсудим физические компоненты терапев­тического климата.

Обстановка консультирования

Во время психологического консультирования клиент с меньшей настороженностью раскрывает и исследует свои проблемы, если консультирование происходит в хорошо обо­рудованном кабинете. Понятно, что не всегда возможно обес­печить идеальные условия, однако к месту консультирования предъявляются определенные требования. Прежде всего кон­сультирование должно происходить в спокойной обстановке, в звуконепроницаемом кабинете. Мы знаем, что сам процесс консультирования на первых порах повышает тревожность, поэтому клиент должен быть уверен, что его не услышат посторонние. Если клиент слышит происходящее в соседней комнате или коридоре, он усомнится в конфиденциальности общения с консультантом. Это может помешать возникнове­нию терапевтически эффективного контакта.

Кабинет должен быть не очень большим, окрашенным в спокойные тона, уютно обставленным и не слишком вычур­ным. Свет не должен падать на клиента. В кабинете необхо­дим стол, удобные стулья (три-четыре стула на случай при­ема нескольких человек, например: родители клиента, суп­ружеская пара и т.п.). Для проведения занятий по релакса­ции желательно иметь кушетку. На стенах можно повесить несколько картин, на полках расположить книги, но инте­рьер не должен быть перегружен, чтобы не отвлекать внима­ние клиента. На рабочем месте не стоит держать слишком личные вещи (например, семейные фотографии) или пред­меты, отражающие убеждения консультанта (например, крест на стене).

Каждый раз клиента следует принимать в одном и том же кабинете. Это его меньше отвлекает, не занимает время на освоение новой обстановки, кроме того, позволяет чувство­вать себя безопаснее.

Иногда между консультантом и клиентом имеется по­средник (например, регистратор), выполняющий вспомога­тельные функции. Однако роль такого человека отнюдь не второстепенна, он настраивает клиента на встречу с кон­сультантом. Поэтому ассистент должен уметь тепло и дру­жески общаться, быть гостеприимным, но ни в коем случае не подменять консультанта и не вмешиваться в жизнь кли­ента. Он, как и консультант, обязан строго соблюдать требо­вания конфиденциальности.

Структурирование консультативного пространства

Клиент входит в комнату и попадает на "территорию кон­сультанта". Одним из главных аспектов взаимодействия кон­сультанта и клиента является то, что обозначают как "струк­турирование пространства". Уже происходящее при первой встрече оказывает влияние на психологическое самочувствие клиента. Встреча начинается со знакомства. При этом следует придерживаться определенного этикета; встать и встретить клиента на полпути, представиться, попросить клиента на­звать имя и фамилию, предложить ему выбрать место и сесть, прежде чем расположиться самому. Чтобы клиент по­чувствовал непринужденность, консультант с первых минут знакомства должен предстать вежливым, гостеприимным хо­зяином и вести себя естественно без излишнего напряжения. Еще один вопрос, связанный со структурированием кон­сультативного пространства, - это расположение консуль­танта и клиента. R. May (1968) употребляет понятие "геомет­рия любви". Если консультант и клиент сидят на противопо­ложных сторонах стола, то между ними сохраняется соци­альная дистанция, и атмосфера консультирования будет скорее всего официальной. Беспокойным клиентам подходит именно такая позиция - стол служит барьером общению. Для консультирования, наоборот, благоприятна позиция расположения консультанта и клиента за столом на одной стороне. В этих условиях консультанту доступна вся невер­бальная информация, исходящая от клиента, кроме того, он может менять (и позволяет менять клиенту) расстояние между ними в зависимости от ситуации консультирования или при изменении консультативного контакта. Расположе­ние друг против друга позволяет в большей мере создавать отношения сотрудничества. Дистанция между консультантом и клиентом отражает известный в социальной психологии феномен "личного пространства". Личное пространство из­меняется в зависимости от отношений участников беседы, обсуждаемой темы, культурных различий. Из-за неправиль­но выбранной дистанции в консультировании (например, несоразмерность социального или возрастного аспекта лич­ного пространства) некоторые темы вообще не могут быть затронуты, С проблемой дистанции тесно связан вопрос о терапевтическом смысле и возможности физического при­косновения к клиенту. Прикосновение означает очень близ­кий, интимный контакт. Исследования Holroyd и Brodsky (1977, цит, по: Corey, 1986) показали, что около половины опрошенных психотерапевтов полагают, что физический не­эротический контакт представляется ценным в процессе консультирования. Он более всего уместен при:

Консультировании социально и эмоционально незре­лых клиентов;

Консультировании людей, находящихся в кризисе после психической травмы, особенно связанной с утратой близких;

Стремлении продемонстрировать эмоциональную под­держку.

Однако очень трудно установить границу, где физичес­кий неэротический контакт приобретает характер эротичес­кого. В любом случае прикосновение не должно быть исполь­зовано как специфическая техника консультирования при отсутствии искренних, истинных чувств по отношению к клиенту. Чтобы прикосновение помогло создать безопасный для клиента терапевтический климат, оно должно быть спонтанным и искренним.

Структурирование времени консультирования

Терапевтический климат предполагает и надлежащее структурирование времени. Уже первая встреча с клиентом должна продолжаться столько времени, сколько и все пос­ледующие встречи. Иногда первая встреча затягивается из-за необходимости ближе познакомиться с клиентом и вселяет в него надежду на нереальную продолжительность консуль­тирования. Поэтому лучше не вызывать ложных ожиданий.

Обычно консультативная беседа со взрослым человеком длится от 50 минут до одною часа. Такая продолжительность не случайна. Менее продолжительная беседа заставляет нервничать и консультанта, и клиента, создавая впечатление, что они не успеют достаточно глубоко обсудить вопросы, возник­шие во время встречи. Более продолжительная беседа, хотя этого иногда желает как клиент, так и консультант, слиш­ком утомит обоих участников консультирования. Психотера­пия и консультирование требуют концентрации внимания и бдительности, а, как известно, концентрацию внимания трудно сохранять более 45 - 50 минут. Традиционные 50 минут, регламентирующие консультативную встречу, по­зволяют продуктивно обсудить несколько вопросов, а затем 10 минут уделить записи основных аспектов прошедшей беседы или просто отдыху за чашечкой кофе. Это также важно при приеме нескольких клиентов подряд. Продолжитель­ность беседы может изменяться в зависимости от возраста клиента. George и Cristiani (1990) указывают, что беседа с 5-7-летним ребенком не должна длиться более 20 минут, с 8-12-летним - около 30 минут, а с детьми старше 12 лет консультативная беседа может продолжаться до 1 часа.

Продолжительность беседы консультант определяет в на­чале встречи. Клиент должен знать, каким временем он рас­полагает для обсуждения наболевших проблем. Когда кон­сультант не устанавливает продолжительности беседы, он заставляет клиента постоянно нервничать, что прием может прекратиться в любой момент. Такое манипулятивное пове­дение нежелательно. Пределы времени можно устанавливать самыми разнообразными способами:

"В нашем распоряжении 50 минут, и я готов выслушать

"Полагаю, что Вы могли бы начать с того, что ждете от

консультирования. У нас есть 50 минут времени".

"Как бы Вы хотели использовать сегодняшнее наше вре­мя? У нас есть 50 минут".

Консультативная встреча подходит к концу спустя почти 40 минут. Чтобы помочь клиенту лучше сориентироваться во времени, мы должны ему напомнить, что время заканчива­ется: "Сегодня у нас остается около 10 минут, что бы Вы еще хотели обсудить за это время?" Озабоченный клиент часто плохо ориентируется во времени, поэтому такое напо­минание может оказаться важным.

В начале консультирования необходимо также определить общую продолжительность консультирования. Конечно, в самом начале трудно установить, сколько времени займет решение тех или иных проблем. Поэтому можно заключить с клиентом определенный контракт на 3-4 встречи, а затем окончательно решить, является ли консультативный кон­такт продуктивным и сколько времени может продолжаться

консультирование.

В начале консультирования следует определить и частоту встреч. Обычно полагают, что для установления продуктив­ного контакта достаточно одной - двух встреч в неделю.

Если встречаться реже, становится значительно труднее бли­же узнать клиента, вспомнить, что происходило на прошлой встрече, а также сохранить непрерывность процесса кон­сультирования.

3. Навыки. поддержания консультативного контакта

: :.
1. Консультативный контакт определяется как уникальное динамическое взаимодействие консультанта и клиента, в процессе которого клиент пра помощи и поддержке консультанта учится использовать свои внутренние ресурсы для позитивного развития личности и актуализации потенциала осознанной жизни, а также между участниками консультирования происходит обмен чувствами, установками, ценностями и т. п. Задача консультанта постоянное поддержание терапевтического контакта с клиентом в течение всего процесса консультирования, а не только на начальных этапах. Консультативный контакт имеет следующие характерные особенности:

ü эмоциональность, то есть в первую очередь наблюдается активность эмоциональной, а не когнитивной сферы человека и осуществляется ее исследование;

ü интенсивность, то есть взаимный обмен переживаниями, чувствами, эмоциями и т. п. между консультантом и клиентом;

ü динамичность, подвижность и постоянные изменения в консультационном поле с появлением каждого нового клиента, уникальность каждого контакта;

ü конфиденциальность как принцип психологического консультирования обеспечивает высокий уровень доверия в консультативном контакте;

ü оказание поддержки со стороны консультанта обеспечивает ту необходимую стабильность консультативного пространства, при которой клиент может рисковать, отреагировать подавленные и ранее невыражаемые чувства, эмоции, пытаться быть спонтанным, учиться применять новые способы поведения.
2. Специфика консультативного контакта во многом зависит от теоретической ориентации консультанта. При этом каждый консультант (терапевт) использует консультативный контакт по-разному, но его важность в процессе консультирования признается всеми направлениями. Выделяют следующие характерные особенности консультативного контакта в зависимостi’ теоретической ориентации консультанта:



ü психоаналитическое направление:
сохранение
консультантом личной анонимности;
уменьшение
у клиента сопротивления реакциям переноса;
интерпретация консультантом получаемого от клиента материала;
обучение клиента способности видеть четкую связь между нынешним поведением и прошлыми травмирующими событиями;

ü адлерианское направление:
разделение ответственности между клиентом и консультантом;
равно ценность позиций;
взаимное доверие друг другу;

ü терапия поведения :
позиция консультанта “сверху’
директивность;
обучение эффективному поведению;
практическая апробация новых форм поведения клиентом;
отношения рабочего, делового характера с минимальным задействованием личных аспектов взаимоотношений

ü рацаоналыю-эмотавная терапия :
ролевые позиции “учитель - ученик”;
личные отношения участников консультативного процесса не рассматриваются как терапевтический фактор изменений;
побуждение клиента к рациональному осмыслению и пониманию своих проблем;
изменение поведения основывается на рациональных факторах;

ü клиект-центрированная терапия:
важнейший терапевтический фактор изменений;
ведущие проявления: искренность, эмпатчя, теплота и поддержка;
Принятие клиентом этих качеств и формирование умения к их выражению в повседневной жизни, в отношениях с другими людьми;

ü экзистенциальная терапия:
понимание реальности клиента, нахождение с клиентом в тесном аутентичном контакте;
раскрытие уникальности клиента через контакт с консультантом;
консультативный контакт ценнейший фактор терапевтических изменений;
Позиции ‘личность - личность” в ситуации “здесь и теперь ‘
взаимные изменения и консультанта и клиента в процессе консультативного контакта.
3. Качество консультативного контакта
зависит от двух важных факторов

ü навыков консультанта в поддержании общения (вербальных и невербальных);

ü терапевтического климата.
Существует два канала общения:

ü вербальный (с помощью слов);

ü невербальный (жесты, мимика, психологическое поле). Оба канала активно задействованы на всех этапах психологического консультирования. Перед психологом-консультантом встает задача поддержания контакта на обоих уровнях общения, он должен уметь осуществлять как вербальный контакт с клиентом, так и невербальный. Для поддержания непрерывного консультативного контакта психолог-консультант должен обладать определенными навыками работы. Выделяются две группы навыков поддержания консультативного контакта:

ü невербальные

ü вербальные.

Понятие невербального контакта

Консультант, используя невербальные каналы общения, решает следующие задачи:

ü поддержание консультационного контакта с клиентом;

ü понимание , анализ и поиск причин проблем клиента через наблюдение за его невербальными проявлениями и эмпатию, когда консультант начинает осознанно или неосознанно перенимать невербалику клиента: принимать ту же позу, использовать те же жесты, голос и т. п. и таким образом “вживаться” в мир клиента ;

ü контроль своих невербальных проявлений

ü скрытое воздействие на клиента через невербальную систему знаков, целью которого является “ведение” клиента и помощь ему в осознании каких-либо фактов, отреагировании эмоций, чувств. Видами невербальных каналов общения являются

ü контакт глаз

ü мимика выражение лица

ü пространство и время

ü пауза.

Контакт глаз консультанта и клиента не должен быть постоянным и навязчивым. Существуют следующие особенности использования контакта глаз:

ü длительность контакта не должна быть постоянной, оптимальное время - 2/3 общего времени общения консультанта с клиентом;

ü оптимальное положение консультанта и клиента по отношению друг к другу - под углом чуть наискосок;

ü консультант должен обращать внимание и анализировать дюшю специфику проявлений клиента при контакте глаз:

· пристальное внимание клиента к каким-либо объектам в помещении;

· постоянное смотрение вниз, в пол, в сторону, но не на консультанта;

· вызывающий, пристальный и тому подобный взгляд клиента, направленный на консультанта;

· “бегающий”, беспокойный, суетливый взгляд;

· отвод глаз от консультанта при каждом визуальном контакте с его стороны;

· глаза, прикрытые рукой.

Мимика, выражение лица является одним из главных источников получения информации о клиенте, а также важнейшим каналом передачи информации от консультанта к клиенту. Консультант должен уметь использовать мимику для решения

ü поддержки клиента через демонстрацию в выражении лица оп- иных чувств и эмоций;

ü чтение внутреннего состояния, эмоций и т. п. по выражению лица клиента;

ü рила)знания маскировки одних чувств другими.
Позы и жесты тела могут быть очень информативными как для консультанта, так и для клиента. Консультант, “читая” и анализируя невербальные проявления тела клиента, в свою очередь также посылает ему сигналы относительно своего эмоционального состояния, мыслей, желаний и т. п. Существуют следующие проявления тела. на которые консультант должен обращать внимание:

ü руки и жесты, которые чаще всего носят самнолический характер и могут являться маркерами проблемы или какого-либо состояния, которое при этом может не осознаваться клиентом;

ü манипулирование своим телом (может свидетельствовать о наличии у клиента тревоги, невыраженных, подавленных переживаний и т. п. и чаще всего осуществляется на неосознанном уровне), такие его проявления. как:
покусывание ногтей, пальцев и т. п.;
хруст суставами;
монотонное покачивание;
постукивание ногой, пальцами рук;

ü “командные сигналы” клиента, когда какой-либо жест или поза имеет символическое послание для консультанта:
подмигивание;
указывание пальцем;
кивание головой;
пожимание плечами и т. п.;

ü прикосновение, которое может иметь как дружеский, так и сексуальный характер, а также может означать желание получить поддержку через тактильный контакт. Также консультант должен обратить внимание на то, как клиент относится к тактильным контактам, и проанализировать это.
Существует множество человеческих движений, каждое из которых может нести для консультанта определенную информацию о клиенте. Выделяются следующие виды движений тела:

ü невербальные “слова”, то есть жесты и позы, заменяю щие слова, например помахивание рукой, которое может означать прощание;

ü усиливающие знаки, то есть жесты и позы, целью которых является усиление, подчеркивание значения того или иного слова, а также попытка более точно передать его смысл;

ü регуляторы, цель которых - дополнение вербального послания, например кивание головой;

ü адаптеры, осуществляемые клиентом на неосознанном уровне И которые, как правило, отражают какие-то чувства, эмоции, которые клиент не до конца осознает, например неосознанное испытывание клиентом чувства тревоги может быть выражено в его позе.

ü темп речи, также часто свидетельствующий об актуальном состоянии клиента, а также о его характерологических особенностях и паттернах поведения, например слишком быстрый темп может говорить о внутреннем беспокойстве клиента или о такой черте характера, как суетность, привычка к постоянной спешке, нервозности как ситуативному или привычному паттерну поведения;

ü громкость голоса, информирующая об актуальном состоянии и чертах личности, а также передающая определенное настроение и атмосферу консультативного пространства или специфику и важность проблемы для клиента. Например, тихий голос как типичный для конкретного клиента может быть показателем неуверенности в себе, и в то же время понижение голоса во время разговора о какой-либо проблеме, ситуации и т. п. может показывать отношение клиента к этой ситуации, например, когда речь идет об интимных для клиента темах;

ü произношение, его четкость, так же как и другие параметры голоса, является маркером отношения клиента к проблеме и проявлений его личности. Например, постоянное невнятное произношение может говорить о низкой осознанности себя, своих границ и т. п., а невнятность, нечеткость отдельных фраз - о нежелании клиента осознавать какие-то аспекты проблемы, эмоциональном замешательстве.
Консультант, используя свой голос как инструмент поддержания контакта и голос клиента как источник информации. решает следующие задачи:

ü получение информации о скрытых, неосознаваемых проблемах клиента, об истинных причинах его состояния и т. п.;

ü поддержание контакта с клиентом, выражение эмпатии, принятия и т. п.;

ü воздействие на клиента, коррекция через голос: “присоединение” к клиенту через голосовую мо дальность, то есть подстройка своего голоса под голос клиента, и дальнейшее постепенное изменение параметров своего голоса;

ü подталкивание клиента к осознанию своих состояний, эмоций, мотивов и т. п. через обращение внимания консультанта на окраску голоса клиента.
Пространство и время имеют следующие параметры. используемые для анализа в психологическом консультировании:

ü дистанция, которая может являться:
желанием углубить отношения, когда собеседник сокращает физическое расстояние;
демонстрацией актуального отношения к собеседнику - принятия в случае маленькой дистанции и отгороженности, закрытости в случае большой;
желанием нарушить личные границы собеседника (при постоянном приближении одного и удалении другого);
формированием общего безопасного климата консультирования при оптимальном расстоянии собеседников;

ü предметы обстановки и оборудование, которые могут нести клиенту информацию о консультанте и его личности и способствовать или не способствовать формированию доверия и безопасности в консультативном пространстве;

ü одежда, общий сталь, несущие огромный пласт информации как о личности клиента, так и о личности консультанта и помогающие им лучше понять друг друга.
2. Существуют следующие правила невербального поведения консультанта :

ü удобство физической обстановки в пространстве психологического консультирования, когда консультант и клиент визуально доступны друг другу;

ü открытая поза консультанта, когда руки и ноги не скрещены, указывающая на его готовность к принятию клиента;

ü физическая близость консультанта по отношению к клиенту, когда консультант время от времени наклоняется ближе к клиенту, с тем чтобы показать заинтересованность в том, о чем идет речь, и в самом клиенте;

ü поддержание консультантом контакта глаз, подчеркивая таким образом свою заинтересованность в клиенте, но избегая как пристального смотрения на клиента, так и блуждающего в стороне взгляда;

ü расслабленность, отсутствие напряжения у консультанта, которое часто наблюдается у клиента, и, демонстрируя свое спокойствие и эмпатию через невербальные каналы, консультант
может помочь расслабиться и клиенту.
3. Вербальный контакт между клиентом и консультантом, основанный на использовании ими речи, имеет большое значение не
только для поддержания консультативного контакта, но и для всего процесса консультирования. Использование консультантом речи в пространстве консультирования имеет следующие Функции:

ü установление и поддержание доверительных отношений с клиентом в начале консультирования;

ü снятие напряжения на любой стадии процесса консультирования;

ü оказание поддержки, когда клиент чем-то сильно расстроен или плачет;

ü подталкивание клиента к самораскрытию, осознанию себя, истинных причин проблемы, то есть к внутреннему развитию;

ü ведение процесса консультирования в нужном направлении, когда необходимо перебить, остановить клиента и т. п.;

ü помощь клиенту в формулировании мыслей. Существуют следующие виды средств поддержания вербального контакта:

ü прямые высказывания, к которым относятся:
похвала
(“Вы молодец, что приняли такое решение”);
подбадривание (“Я думаю, у нас получится с этим разобраться”);
выражение поддержки (“Я понимаю ваше состояние”); 9 косвенные высказывания, к которым относятся:
использование имени клиента,
способствующее более искреннему и теплому контакту между консультантом и клиентом;
Ага-реакция, то есть использование междометий “Ага”, “Угу”, “Конечно” для демонстрации заинтересованности, выражения согласия и одобрения;

ü использование языка клиента, то есть консультант должен говорить с каждым конкретным клиентом на свойственном только ему одному языке, это означает употребление консультантом тех слов, понятий и определений, которые использует в своей речи клиент;

ü слушание клиента, которое может быть:
пассивным, когда консультант молча слушает клиента, демонстрируя при этом свою заинтересованность невербальными способами;
активным.

4. Активное слушание - одна из главных техник, которые консультант использует не только на этапе установления доверия и поддержания контакта с клиентом, но и в течение всего процесса консультирования.

Активное слушание определяется как процесс внимательного слушания клиента, при котором консультант демонстрирует клиенту свою заинтересованность в нем, принятие, искренность и при котором задействованы интуиция, отражение и эмпатия, а также когнитивная сфера консультанта. Умение слушать - важнейшее профессиональное умение консультанта и психотерапевта. Консультант должен обращать внимание на следующие аспекты активного слушания:

ü для демонстрации принятия, заинтересованности и эмпатии клиенту консультант использует реплики типа “Ага-реакции ‘, похвалы и т. п.;

ü пристальное внимание к любым деталям в речи, рассказе клиента;

ü наблюдательность, чтобы услышанное от клиента порождало ассоциативный поток у консультанта и через ассоциации про- двигало его к пониманию проблемы клиента;

ü безоценочность и отсутствие осуждения и желания поставить диагноз - ключ к истинному пониманию клиента;

ü использование разного рода вопросов для развития истории клиента;

ü использование паузы как возможности дать клиенту осмыслить то, что он сказал, прочувствовать это, прожить.

  • 7 Психологическая помощь личности как предмет обучения
  • 8. Процедурные и процессуальные моменты первой встречи в оказании психологической помощи
  • 9.Условия успешного осуществления первой консультативной беседы, особенности восприятия клиентами психологов-консультантов.
  • 10.Консультативная беседа как один из основных методов оказания психологической помощи
  • 11.Основные коммуникативные техники в консультативной беседе: молчание, эпатическое слушание, прояснение.
  • 12.Основные коммуникативные техники в консультативной беседе: рефлексивная вербализация, интерпретация, самораскрытие, конфронтация.
  • 14.Вопросы, характеризующие профессиональный этикет поведения (ведение записей, опаздывание, ориентировка во времени, курение и др.).
  • 15.Характеристика этапов процесса психологической помощи, основные задачи психолога и особенности поведения клиента
  • 16. Параметры, существенные для ориентировки в клиенте, возможных сроках работы и ее успешности.
  • 18.Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в аналитической психологии к. Юнга.
  • 19.Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в гуманистическом психанализе э. Фромма.
  • 20.Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в неофрейдизме (г. Салливан).
  • 21.Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в неофрейдизме (к. Хорни).
  • 22.Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в неофрейдизме (э. Берн).
  • 23.Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в поведенческой концепции (Уотсон, Скиннер).
  • 25.Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в когнитивной терапии а. Бека.
  • 26.Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в реальностной терапии у. Глассера.
  • 27.Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в рамках экзистенциальной психотерапии.
  • 28.Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в гуманистической психологии (к. Роджерс).
  • 29.Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в гештальт-терапии (ф. Перлз).
  • 30.Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в трансперсональной психологии с. Грофа.
  • 31.Характеристика психологических направлений в классической русской философии: представления и понятия (человек, личность, душа, дух, я и др.).
  • 33. Характерные черты современных отечественных подходов к психологической помощи, подходы и установки в деятельности практикующих психологов.
  • 34.Вопросы и проблемы, возникающие в теории и практике отечественной психологической помощи.
  • 35. Теоретические подходы и проблемы в построении функциональной модели личности психолога-практика, задачи, содержание и требования профессиональной подготовки.
  • 36.Области применения науки и искусства психологической помощи, их характеристика.
  • 37.Проблема классификации видов (форм) психологической помощи.
  • 38.Характеристика факторов, которые необходимо принимать во внимание, при изучении проблемы классификации видов психологической помощи.
  • 39.Определение и характеристика консультативного контакта, условия, способствующие позитивным изменениям личности.
  • 40.Характеристика консультативного контакта, основные параметры его определений.
  • 41. Общая характеристика консультативного контакта с позиций психолога-консультанта в психоаналитическом и адлерианском направлении
  • 42.Общая характеристика консультативного контакта с позиций психолога-консультанта в рационально-эмоциональной терапии, терапии, ориентированной на клиента.
  • 44.Характеристика основных организационных форм оказания психологической помощи (индивидуальное, семейное, групповое консультирование).
  • 45.Характеристика и описание видов психологического консультирования (по б.Д. Карвасарскому).
  • 46.Характеристика и описание видов психологического консультирования (по Овчаровой р.В.).
  • 47.Характеристика и описание видов психологического консультирования по характерурешаемых задач, характеру теоретического подхода.
  • 50. Характеристика групповых форм работы психологической помощи. Разновидности психологических тренингов и их характеристика.
  • 51.Личность психолога как один из наиболее важных факторов психологической работы и изменений в жизни клиента.
  • 53.Этические и правовые аспекты оказания психологической помощи.
  • 54.Анализ и характеристика Закона рб «Об оказании психологической помощи».
  • Глава 2
  • Глава 3
  • Глава 4
  • Глава 5
  • 55.Формирование этических стандартов психолога на основании анализа литературы, обобщения собственного опыта, опыта коллег, обобщения итогов дискуссий и др.
  • 56.Общие этические требования в оказании психологической помощи.
  • 59.Параметры, влияющие на оценку перспектив совместной работы в ситуации психологической помощи.
  • 60.Современные проблемы оказания психологической помощи (анализ журнальных статей).
  • 61.Нормативные правовые основы организации деятельности педагога-психолога: направления работы педагога-психолога, перечень документации.
  • 62.Основная рабочая организационно-планирующая документация педагога-психолога: планы работы педагога-психолога на месяц, неделю, аналитический отчет о работе за год.
  • 65.Специальная документация педагога-психолога: психологические характеристики, психологические заключения, протоколы обследований, коррекционных занятий, бесед.
  • 66.Специальная документация педагога-психолога: карты психического развития, коррекционные карты, выписки из психологических заключений и карт развития.
  • Консультативный контакт - это чувства и установки, которые участники консультирования (консультант и клиент - Прим. авт.) испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения (Gelso, Carter, 1985).

    Практически все определения указывают на несколько уникальных черт консультативного контакта. George и Cristiani (1990) выделили шесть основных параметров:

    эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов);

    интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным);

    динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта);

    конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности);

    оказание поддержки (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому);

    добросовестность.

    41. Общая характеристика консультативного контакта с позиций психолога-консультанта в психоаналитическом и адлерианском направлении

    Психоаналитическое направление

    Консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакций переноса клиента, и установлению более рационального контроля. Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого

    Адлерианское направление

    Акцентируется разделение ответственности между консультантом и клиентом, обоюдное доверие и уважение, равноценность позиций, установление общих целей консультирования

    42.Общая характеристика консультативного контакта с позиций психолога-консультанта в рационально-эмоциональной терапии, терапии, ориентированной на клиента.

    Рационально-эмоциональная терапия (A. Ellis)

    Консультант выполняет роль учителя, а клиент - ученика. Личным отношениям консультанта с клиентом не придается значения. Клиент побуждается к пониманию своих проблем и на основе этого понимания - к изменению своего поведения, основываясь на рациональных предпосылках

    Ориентированная на клиента терапия (C. Rogers)

    Консультативный контакт составляет сущность процесса консультирования. Особенно подчеркиваются искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со стороны консультанта и "передача" этих установок клиентам. Усвоенные во время консультативного контакта навыки клиент переносит на другие отношения

    43.Общая характеристика консультативного контакта с позиций психолога-консультанта в терапии поведения и экзистенциальной терапии .

    Экзистенциальная терапия

    Основная задача консультанта - вжиться в экзистенцию клиента и завязать с ним аутентичную связь. Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникальность. Отношение между консультантом и клиентом понимается как контакт "человек - человек", идентичный встрече двух равноценных людей "здесь и теперь". Во время консультативного контакта меняется как консультант, так и клиент

    Как видно с позиций различных теоретических ориентаций контакт "консультант - клиент":

    Или создает предпосылки для начала изменения (терапия поведения и рационально-эмоциональная терапия);

    Или самопроизвольно изменяет клиента (ориентированная на клиента терапия или экзистенциальная терапия);

    Или составляет содержание обсуждения и работы вообще (психодинамическое направление).

    Таким образом, хотя представители, например, экзистенциально-гуманистического и психодинамического направлений консультативный контакт в конкретной работе используют по-разному, они едины во мнении о его важности в процессе консультирования.

  • В 1975 г. К. Роджерс задал вопрос: «Можно ли утверждать, что существуют необходимые и достаточные условия, способствующие позитивным изменениям личности, которые можно было бы четко определить и измерить?» На этот вопрос он сам дал ответ, назвав шесть условий:

    1. Два лица находятся в психологическом контакте.

    2. Первый персонаж, назовем его «клиентом», пребывает в состоянии психического расстройства, раним и встревожен.

    3. Второй персонаж, назовем его «консультантом», активно участвует в общении.

    4. Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту.

    5. Консультант переживает эмпатию, приняв точку зрения клиента, и дает это ему понять.

    6. Эмпатическое понимание и безусловное уважение консультанта передаются клиенту даже при минимальной выраженности.

    Никакие другие условия не обязательны. Если в определенный промежуток времени обеспечены данные шесть условий, этого достаточно. Позитивные изменения личности произойдут.

    Итак, клиент должен быть в контакте с консультантом и прийти в состояние, делающее его чувствительным к помощи со стороны. Особенно важны 3-е, 4-е и 5-е условия, обеспечивающие достаточный для помощи консультативный контакт.

    Доверительный контакт консультанта и клиента, основанный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и искренности консультанта по отношению к клиенту, является неотъемлемой, а по мнению многих профессионалов – существенной составляющей психологического консультирования и психотерапии.

    Консультативный контакт, хотя внешне кажется формальным и весьма непродолжительным по сравнению со всей жизнью клиента, все же является более тесным, интенсивным и глубоким, нежели любая другая межличностная связь. В консультировании клиент обращается к незнакомому человеку и раскрывает ему мельчайшие подробности своей личной жизни, о которых, может быть, никто больше не знает. Рассказанное клиентом часто представляет его не в лучшем свете. Иногда в процессе консультирования «всплывают» новые стороны личности, удивляющие, огорчающие и даже шокирующие самого клиента. Все это делает консультативный контакт интимным отношением двоих людей, причем специфически интимным, непохожим на привычные дружеские или любовные отношения.



    Уникальность природы терапевтического контакта зависит от способности терапевта различать интимно-личностные и интимно-терапевтические отношения. В противоположность близким личным связям терапевтический контакт, хотя и наполнен чувствами, является асимметричным, т.е. только пациент раскрывает интимные подробности своей жизни. Психотерапевт же волен решать, насколько раскрываться, и выбирать способ реагирования на события, излагаемые клиентом, а может не реагировать вообще. Контакт асимметричен еще и потому, что только терапевт истолковывает смысл рассказанного и способен оценить достижение терапевтических целей. В итоге терапевтический контакт устанавливается по правилам, указанным терапевтом. Эти правила предусматривают отношения, в которых терапевт имеет возможность узнать о клиенте почти все, а клиент получает сведения о терапевте всего лишь как о специалисте. Соображения об особенностях интимности в отношениях клиента и психотерапевта, несмотря на психоаналитическую категоричность, можно, по нашему мнению, отнести и к консультативному контакту.

    Теперь перейдем к определениям консультативного контакта. Они разнообразны, но мы рассмотрим только два наиболее обобщенных определения, отвечающие нашей точке зрения на психологическое консультирование.

    Консультативный контакт – это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни.

    Консультативный контакт – это чувства и установки, которые участники консультирования (консультант и клиент – Прим. авт. ) испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения.

    Практически все определения указывают на несколько уникальных черт консультативного контакта. Выделяются шесть основных параметров:

    · эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов);

    · интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным);

    · динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта);

    · конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности);

    · оказание поддержки (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому);

    · добросовестность.

    Что делает консультативный контакт терапевтичным, эффективным для решения психологических проблем клиентов? Прежде всего то, что сам характер контакта между консультантом и клиентом отражает особенности отношений клиента с другими людьми, стиль и стереотипы его общения – проблемы клиентов можно увидеть словно в зеркале.

    Характер консультативного контакта в самом процессе консультирования зависит от теоретической ориентации консультанта.

    Таблица 3. Современные представления о консультативном контакте

    Направление Консультативный контакт
    Психоаналитическое направление Консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакций переноса клиента, и установлению более рационального контроля. Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого
    Адлерианское направление Акцентируется разделение ответственности между консультантом и клиентом, обоюдное доверие и уважение, равноценность позиций, установление общих целей консультирования
    Терапия поведения Консультант является активной и директивной стороной; он исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению. Клиент должен активно апробировать новые способы поведения. Вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения
    Рационально-эмоциональная терапия (А. Эллис) Консультант выполняет роль учителя, а клиент-ученика. Личным отношениям консультанта с клиентом не придается значения. Клиент побуждается к пониманию своих проблем и на основе этого понимания – к изменению своего поведения, основываясь на рациональных предпосылках
    Ориентированная на клиента терапия (К. Роджерс) Консультативный контакт составляет сущность процесса консультирования. Особенно подчеркиваются искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со стороны консультанта и «передача» этих установок клиентам. Усвоенные во время консультативного контакта навыки клиент переносит на другие отношения
    Экзистенциальная терапия Основная задача консультанта – вжиться в экзистенцию клиента и завязать с ним аутентичную связь. Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникальность. Отношение между консультантом и клиентом понимается как контакт «человек–человек», идентичный встрече двух равноценных людей «здесь и теперь». Во время консультативного контакта меняется как консультант, так и клиент

    Как видно из табл. 3, с позиций различных теоретических ориентаций контакт «консультант – клиент»:

    · или создает предпосылки для начала изменения (терапия поведения и рационально-эмоциональная терапия);

    · или самопроизвольно изменяет клиента (ориентированная на клиента терапия или экзистенциальная терапия);

    · или составляет содержание обсуждения и работы вообще (психодинамическое направление).

    Таким образом, хотя представители, например, экзистенциально-гуманистического и психодинамического направлений консультативный контакт в конкретной работе используют по-разному, они едины во мнении о его важности в процессе консультирования.

    Поделиться: