Переносится в эмоциональном плане что. Что такое перенос и почему без него невозможен психоанализ


Хайнц Кохут
Жак Лакан Отто Ранк
Гарри Стек Салливан

Перено́с (или Трансфе́р от англ. transference ) - психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо. Например, на психотерапевта в ходе психотерапии . Был замечен и описан Зигмундом Фрейдом , показавшим его первостепенную важность для понимания клиента (пациента) в процессе психоанализа . Контрпереносом в свою очередь называется перенос, возникающий у терапевта на клиента. Считается, что правильная интерпретация контрпереноса также важна для понимания происходящего в ходе психоаналитического процесса .

История

Лакан говорит о переносе на знание: анализант обращается к аналитику, предполагая, что тот знает что-то о нём и может ответить на его запрос; он переносит на аналитика некоторое знание о себе. Поэтому в центре переноса для Лакана стоит «предположительно знающий субъект». Таковым же является и само бессознательное , поскольку мы можем лишь предполагать нечто на его счёт, но это знание будет ни чем иным, как эффектом переноса. В семинаре 1964 года Лакан говорит о развитии переноса уже не на личность, а на «присутствие аналитика». Именно это «присутствие», эффект сопричастности с Другим, в котором и аналитик, и анализант занимают свою долю, и является отправным пунктом как для переноса, так и для проработки сопротивления .

Невроз переноса

Невроз переноса - специфический симптом, возникающий в процессе психоаналитического лечения и характеризующийся вовлечением личности психоаналитика в симптом анализанта . Изначально невроз переноса рассматривался Фрейдом как препятствие для психоанализа и классифицировался им как вид сопротивления, но позднее он приходит к выводу, что невроз переноса является важнейшим терапевтическим механизмом, а его развитие - не помеха, а обязательный этап и условие успешного психоаналитического лечения.

Эротический перенос

Одним из специфических видов переноса является эротический перенос, в результате которого во время терапии у клиента по отношению к терапевту возникает сильное эротическое влечение и даже влюблённость. Так же как, например, гнев при другом виде переноса может побудить не слишком устойчивого клиента применить к терапевту физическое насилие, так эротический перенос может привести к тому, что клиент будет явным образом соблазнять терапевта, хотя чаще соблазнение со стороны клиента носит не столь явный характер. Однако проблема в том, что у терапевта может возникать соответствующий эротический контрперенос на клиента. До того, как в международной практике сформировался «этический кодекс психолога», явным образом запрещающий вступать с клиентом в любые личные отношения, не являющиеся психотерапией, многие психотерапевты оказывались сначала в постели со своими клиентами, а потом и в браке с ними (например Юнг , Фромм , Гринсон).

Литература

  • Фрейд, Зигмунд . Замечания о любви в переносе. - 1915.
  • Фрейд, Зигмунд . Влечения и их судьба (1915) // Влечения и их судьба. - Букинистическое издание. - Эксмо-Пресс, 1999. - 432 с. - (Антология мудрости). - 5000 экз. - ISBN 5-04-002719-2
  • Фрейд, Зигмунд . Конструкции в анализе. - 1937.
  • Лакан, Жак . Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54). - Москва: Логос, 1998. - 432 с. - ISBN 5-7333-0477-4
  • Лакан, Жак . Семинары. Книга 2: «Я» в теории Фрейда и технике психоанализа (1954/55). - Москва: Логос, 1999. - 520 с. - ISBN 5-8163-0007-5
  • Лакан, Жак . Семинары. Книга 5: Образования бессознательного (1957/58). - Москва: Логос, 2002. - 608 с. - ISBN 5-8163-0037-7
  • Лакан, Жак . Семинары. Книга 11: Четыре основные понятия психоанализа (1964). - Москва: Логос, 2004. - ISBN 5-8163-0037-7
  • Лакан, Жак . Le Séminaire: Le transfert, dans sa disparité subjective, sa prétendue situation, ses excursions techniques (1960-1961). - Париж : EPEL, 1991.
  • Ольшанский, Дмитрий Александрович. Работа переноса в случае Доры // Теоретический журнал Credo New. № 3 (55). - 2008.
  • Зембински, Зиш (Ziembinski, Zish). Перенос и контр-перенос в гештальт-терапии . - 1999.
  • Гринсон, Ральф Ромео. Техника и практика психоанализа = The Technique and Practice of Psychoanalysis. - Москва : Когито-Центр, . - 478 с. - (Университетское образование). - 3000 экз. - ISBN 5-89353-088-8
  • Боназия, Эммануэль (Bonasia, Emanuele). Сексуальное контрперенесение = The countertransference: erotic, erotised and perverse. - 2008.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Перенос (психология)" в других словарях:

    Перенос: В Викисловаре есть статья «перенос» Перенос (типографика) разрыв слова так, что начало его оказывается на одной строчке, а конец на другой. Также знак, устанавливаемый в месте разрыва. Перенос (арифметика) приёмы, применяемые … Википедия

    психология самости - ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ одно из направлений психоаналитической психологии и терапии, выдвинутое американским психоаналитиком X. Кохутом и ориентированное на исследование проблем нарциссизма и лечение нарциссических расстройств личности,… …

    психология я - ПСИХОЛОГИЯ Я (эго психология) одно из направлений психоаналитической психологии, возникшее в середине 20 в., нашедшее свое отражение в работах А. Фрейд, X. Хартманна и ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Перенос (смещение аффекта) - Термин психотерапии, описывающий ситуацию, в которой пациент воссоздает чувства и конфликты из собственной жизни (особенно ранние чувства по отношснию к родителям), а затем переносит их на терапевта. Психология. А Я. Словарь справочник / Пер. с… …

    Перенос навыка - Способность применять навыки, усвоенные в одной ситуации, в других ситуациях, сходных с первой. Так, научившись играть в теннис, мы овладеваем навыками координации и обращения с ракеткой, что помогает быстрее обучаться сходным играм, таким как… … Большая психологическая энциклопедия

    Наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

    ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ - – одно из направлений психоаналитической психологии и терапии, ориентированное на исследование проблем нарциссизма и лечение нарциссических расстройств личности, пограничных состояний, нарушений Самости. Один из видных представителей… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Дата создания: 16.03.2013
Дата обновления: 16.03.2013

"Так называемый перенос/контрперенос, или трансфер/контртрансфер – один из наиболее сложных моментов психоаналитической терапии и одно из ключевых понятий психоанализа как теории. По тому, как решаются психотерапевтом проблемы переноса/контрпереноса, можно судить о его профессионализме и качестве работы. Но прежде чем говорить о том, как распознать этот самый перенос и что с ним делать – обратимся к определениям, чтобы разобраться, что из себя по сути представляет это явление..."

Большое личное бедствие - плохой учитель милосердия. Оно притупляет чувствительность сердца, которое само тяжко страдает и полно ощущения собственных мучений.
Николай Лесков

Так называемый перенос/контрперенос, или трансфер/контртрансфер – один из наиболее сложных моментов психоаналитической терапии и одно из ключевых понятий психоанализа как теории. По тому, как решаются психотерапевтом проблемы переноса/контрпереноса, можно судить о его профессионализме и качестве работы.
Но прежде чем говорить о том, как распознать этот самый перенос и что с ним делать – обратимся к определениям, чтобы разобраться, что из себя по сути представляет это явление.

Словарь по психоанализу Лапланша и Понталиса:

"Трансфер (перенос) в психоанализе означает процесс, посредством которого бессознательные желания переходят на те или иные объекты в рамках определенного типа отношений, установившихся с этими объектами (прежде всего – в рамках аналитического отношения). […] Чаще всего трансфером (без определения) называют трансфер при психоаналитическом лечении. Трансфер традиционно считается той областью, где ярко выступает вся проблематика психоаналитического лечения: его начало, разновидности, толкования и завершение".

А в Психотерапевтической энциклопедии дается определение более развернутое:

"…перенос пациентом на психоаналитика чувств, испытываемых им к другим людям в раннем детстве, т. е. проекция ранних детских отношений и желаний на другое лицо. Первоначальные источники реакций П. - значимые люди ранних лет жизни ребенка. Обычно это родители, воспитатели, с которыми связаны любовь, комфорт и наказание, а также братья, сестры и соперники. […] Реакции П. в позднейшей жизни более вероятны по отношению к людям, которые выполняют специальные функции, первоначально принадлежавшие родителям. Следовательно, возлюбленные, руководители, учителя, актеры, психотерапевты и знаменитости особенно активизируют П. Все человеческие отношения содержат смесь реальных реакций и реакций П. В повседневной жизни П. возникает самопроизвольно, в том числе в отношениях больного к врачу. […] В зависимости от их характера (нежно-дружеские или злобно-ревнивые) П. может быть позитивным или негативным. Появление этих тенденций не вызывается какими-либо реальными отношениями и связано с давними, сделавшимися бессознательными фантазиями-желаниями."

Таким образом, ключевое определение переноса – это перенесение пациентом (клиентом) на психоаналитика тех чувств, которые пациент прежде испытывал к неким важным для себя людям – и в которых, что важнее, сам себе не признавался. Цитируя словарь-справочник по психоанализу Валерия Лейбина (2010 г), перенос характеризуется "установлением таких отношений, когда опыт прошлого становится моделью взаимодействия в настоящем".

Поясняя механизм переноса "в упрощенном виде", придется начать, как вроде бы ни странно, с братьев наших меньших.

Молодой хищник видит потенциальную жертву, свой возможный "завтрак": он подбирается к ней и видит, что "еда" убегает. При некоем повторении данного сценария у хищника формируется следующий опыт: если продемонстрировать себя жертве и при этом не торопиться – еда убежит, и придется остаться без завтрака. А с другой стороны – все, что убегает, это потенциальная еда.
И закрепившись в поведении, эти впечатления будут переноситься на все похожие моменты.

Точно так же, когда наше бессознательное набирает опыт, оно, как правило, руководствуется постулатом "после того – значит, вследствие того". Это простейший алгоритм формирования жизненного опыта, обычно свойственный животным и детям (то есть тем, кому пока что недоступны более сложные причинно-следственные связи). Таким образом, с точки зрения ребенка – если папа, к примеру, говорит какие-то слова и совершает некие действия – это со временем войдет в формируемый в бессознательном "образ отца". И когда потом этот ребенок – уже взрослый человек! - видит некие поведенческие маркеры и слышит определенные слова, похожие на папины – он бессознательно, невольно ждет от данной личности таких же реакций, действий, как от собственного папы. И вообще всё его бессознательное говорит: "Это мой отец". В процессе психоанализа подобное проявляется наиболее часто, потому что там как раз идет работа "на неприкрытом бессознательном", да еще и при эмоциональном напряжении.

Если набрасывать возникновение переноса схематически – происходит следующее: все мы воспринимаем нового человека по уже знакомым нам формальным признакам из ранее приобретенного жизненного опыта. И "строить отношения" тоже пытаемся согласно тому опыту общения, который у нас уже имеется. Когда новый знакомый кажется вам похожим на кого-то в прошлом – вы и с ним начинаете общаться так же, как и с тем, из прошлого, даже не осознавая этого: не зря же говорят, что пресловутая интуиция - это жизненный опыт, загнанный в бессознательное. И проблема возникает там, где в силу искаженного переносом восприятия проекция не совпадает с реальностью.

Впервые явление переноса было описано Зигмундом Фрейдом в 1905 году в публикации "Фрагмент анализа одного случая истерии". Сам Фрейд столкнулся с явлением переноса еще в процессе гипнотерапии, когда одна из пациенток встала после сеанса бросилась ему на шею и стала обнимать. Он задумался и предположил, что эта реакция была связана не с ним самим как с личностью и мужчиной, а с неким образом, который в бессознательном клиентки был спровоцирован сеансом. То есть врач, сам того не ведая, во время терапии "выпустил какого-то джинна из бутылки".

Причем, как уже было упомянуто выше, перенос может быть как положительный, так и отрицательный: в зависимости от того, какого значимого взрослого увидел в собеседнике человек и какие эмоции в свое время этот человек к упомянутому взрослому испытывал. Нередко, в случае негативного переноса, собеседнику достается весь тот негатив, который клиент в свое время не смог выплеснуть в адрес мамы, папы, бабушки и т.п. Хотя бы потому, что на это накладывала категорическое вето его внутренняя цензура. Понятно, что культурный и вежливый человек может и сдержаться (хотя бы за счет той же цензуры), но определённый спектр неприятных эмоций испытывает при подобном общении: хотя конкретный собеседник, что называется, ни сном ни духом. В силу бессознательного характера переноса человек может сам не понимать, откуда подобные ощущения вдруг возникают и почему.

Сталкиваться с чем-то подобным приходится многим в процессе любого общения, причем чем это общение дольше и ближе – тем явления переноса вероятнее. Любой человек вам может быть в той или иной мере симпатичен или нет, и не всегда понятно – почему: но возможно, у него просто тембр голоса и манеры – как у некоторых значимых для вас людей их вашего прошлого, с которыми у вас связаны определённые – положительные или отрицательные – эмоции и впечатления.
Когда люди общаются на уровне логики – логические компоненты могут подавлять и /или нивелировать бессознательные ощущения, в том числе явление переноса. И наоборот: чем глубже приходится залезать в бессознательное, тем больше приходится на него опираться, и тем чаще могут прорваться реакции трансфера. Поэтому наиболее актуальными проблемы переноса становятся в процессе психоаналитической терапии: аналитику приходится работать напрямую с бессознательным. И нередко – получать "на себя" весь тот поток эмоций (даже не столь важно – положительных или отрицательных), которые накопились у клиента едва ли не за всю его прошлую жизнь в адрес какого-то другого человека. А такой поток непременно бывает, потому что на психоаналитическую терапию естественным образом выходят люди с проблемами, в том числе – с проблемами невротического характера, с тем самым "закрученным проволочкой клапаном парового котла".

Но тогда закономерный вопрос: что делать с таким явлением? Как его распознать и с ним справиться?

Вот, допустим, человек пришел к психотерапевту, в процессе терапии (при углублении в бессознательное) "увидел" в нем своего строгого отца – и замкнулся! Терапия забуксовала. Клиент чувствует, что работа дальше не идет, более того – начинает причинять резкий дискомфорт, а что происходит и почему – непонятно.
И вот здесь многое зависит уже от психоаналитика. В том числе – от его умения работать с переносом. От умения распознать это явление, помочь клиенту разобраться в ситуации, переставить эмоциональные акценты. А еще – от умения "не подыгрывать" клиенту в его, клиента, бессознательных ощущениях.

Иногда клиент видит в терапевте доброго родителя и просит оказать некую эмоциональную поддержку – отказать ему в такой поддержке бывает сложно (и чревато негативными последствиями для терапии), но с другой стороны – важно оказать поддержку именно как терапевт, а не как невольное альтер-эго родителя клиента.
При этом – при любой окраске трансфера, как положительной, так и отрицательной – важно помочь клиенту все-таки дистанцироваться от переноса и этот перенос осознать. Дать бессознательному ту конкретику, на которой, собственно, оно и работает: что доктор не является тем образом, на который в клиентском бессознательном может быть похож.
И самое главное: перенос при терапии – это проблема не клиента, а психоаналитика. Это задача терапевта – разглядеть тот или иной возможный трансфер, сместить эмоциональные акценты и в принципе уметь работать и с трансфером, и с последующим внутренним сопротивлением.

Если же вы опасаетесь каких-то явлений переноса в общении с вашими друзьями, коллегами и т.п. - то можете руководствоваться следующими моментами.

Любая малоадекватная воздействию эмоциональная реакция может быть результатом переноса. Кстати, у меня спросили во время чтения курса – как определяется малоадекватность этой реакции. Я привел такой пример: допустим, человек заболел и вызвал врача. Пришла тетя доктор с чемоданчиком, осмотрела пациенту горло, выслушала это трубочкой и сказала: "Вы простудились". И прежде чем она продолжила выдачу рекомендаций – пациент увидел в ней свою маму, которая в детстве часто говорила ему: "Вот, такой ты сякой, ты меня не слушался – и вот теперь простудился!" И пациент, не сумев себя сдержать (болеет все-таки человек) – эмоционально взрывается: "Да как вы смеете мне такое говорить – что я простудился!" Все лекарства с тумбочки летят в угол, чемоданчик доктора – туда же, сама доктор в ужасе, опционально - вызывает милицию. А вся проблема – в том, что доктор сказала "вы простудились", а пациент услышал "Ах ты, такой-сякой, как тебе не стыдно". Она поставила диагноз, а он услышал обвинение.
Конечно, это гиперболический, гротесковый пример: для наглядности. Но в реальном общении что-то подобное, пусть и менее прямолинейно выраженное, бывает сплошь и рядом.

Потом, чем ближе ваше общение в эмоциональном плане - тем более вероятен перенос: либо постоянный, либо эпизодический. Особенно если при этом вы достаточно мало знаете собеседника. И чем формальнее ваше общение – тем менее вероятны реакции трансфера и тем они менее значимы.
Обычно переносом может заполняться дефицит фактических знаний и отсутствие потребности в новых знаниях. Перенос начинает доминировать там, где отсутствует опыт и/или возможность общения на уровне "Сознание-Сознание". Или где так или иначе затрагивается эмоционально значимая область хотя бы для одного из собеседников. И опять: страховкой от возможного переноса в обычном общении становится формальная вежливость: и вы не приглашаете вашего контрагента в свое бессознательное, и сами к нему туда не залезаете. Иначе – кто знает, что из чьего бессознательного может вылезти.

Точно так же страховка от переноса или его последствий – все-таки не залезать в чужое бессознательное без специальной подготовки. Собственно, в том числе и поэтому «облегчать душу» и работать с ее содержимым принято ходить к специалистам: особенно если речь идет о работе с эмоциями.

И несколько слов о контртрансфере (контрпереносе).

При работе с клиентом перенос бывает не только со стороны клиента, но и со стороны консультанта: когда свои проблемы и своё видение проблем клиента терапевт переносит на клиента. Обычно этим грешат неопытные специалисты, навязывая клиенту собственную трактовку его проблематики. Именно поэтому при работе с клиентским бессознательным одно из главных, если хотите, профессиональных требований к аналитику – это так называемая невовлеченность, способность подходить к анализу "со стороны". Если хотите – "равнодушие" и "безразличие" в определенном смысле этого слова.

Проблема в том, что у нас эти понятия воспринимаются в строго негативном ключе: в том числе поэтому приходится в собственной работе применять другие термины. Например, говорить клиентам, что я работаю как аналитический сервер, выдающий определённую индивидуальную информацию по результатам анализа.
Вообще, применяя иноязычные термины, можно это качество психоаналитика называть "indifference". Фактически это будет то же безразличие, но уже без негативной коннотации, принятой в русском языке.

"Indifference" - это психоаналитический термин, который не обозначает "равнодушие" в том смысле, в котором мы обычно привыкли это слово понимать (да еще и, как правило, с негативной коннотацией). Термин этот скорее близок к понятию "толерантность". Indifference психоаналитика – это его "неэмоциональность" и "невовлеченность" по отношению к реальным и потенциальным клиентам и их проблемам: в основном из-за того, чтобы не спровоцировать явления переноса/контрпереноса. Именно для страховки от переноса, чрезвычайно осложняющей профессиональную работу с клиентом, психоаналитик не проявляет никакой эмоциональной завязанности на проблематику клиента, не предоставляет никакой возможно значимой для него информации о себе и своей личной жизни, не дает советов - чтобы максимально в ситуации клиента остаться, как говорится, вне пробирки, в которой идет реакция, иначе говоря – вне самой проблемной ситуации, в том числе чтобы сам клиент не захотел психоаналитика в эту ситуацию эмоционально вовлечь в той или иной роли.

Как правило, перенос и контрперенос завязаны на оценке: положительной иди отрицательной. А "indifference" – вне эмоций и вне оценок: собственно, как уже говорилось, на отсутствии оценок стоит весь профессиональный психоанализ, как теория, так и психоаналитическая терапия. Профессиональные психоаналитики не дают прямых советов и рецептов: они предлагают клиенту информацию для лучшей адаптации клиента в окружающей среде: а решения принимает он сам.

Однако неверной будет и другая крайность: когда indifference в психотерапии понимают как полное не-участие врача в психотерапевтическом процессе. Мол, клиент что-то рассказывает, а психоаналитик в это время какими-то своими делами занимается. Именно аналитическая работа требует максимального интеллектуального вовлечения специалиста в анализ исследуемой информации. В принципе реальная наука опирается на логику и не оценивает эмоционально, что хорошо и что плохо: просто так-то и так-то "имеет место быть", и вот тому-то и тому-то подтверждения. Аналитик без оценочной коннотации исследует личность клиента, помогает ему вывести на уровень сознания его бессознательные проблемы, используя те или иные факты и подвергая их аналитической обработке.

Тем не менее в процессе психоанализа бывают ситуации, в которых именно контртрансфер оказывается полезен. Например, при работе в психоаналитических группах: в таких группах каждый участник, разбираясь вроде бы с проблемой согруппника, решает таким образом свои собственные проблемы, пусть и опосредованно. Главное – профессионально присматривать за процессом, что и делает ведущий в группе. Собственно, так и работает наша собственная дистанционная психоаналитическая группа – Мастер-класс . Каждому участнику в нем дано право включаться в решение только тех проблем, которые так или иначе актуальны для него самого. В данном случае, анализируя чужую проблематику (и не находясь в данном случае "внутри пробирки"), человек получает возможность посмотреть как бы со стороны и на свои проблемы. В частности – формулируя "на письме" свои собственные взгляды, перевести в сознание и свои эмоциональные сложности.

Заказы «Электронного доктора» , наиболее подходящие к статье:
Я хочу знать причины ошибки
Я хочу знать свое бессознательное
Я хочу знать свое подсознание виды и методы психотерапии , выбор психотерапевта , о нашей работе , психоанализ , психоаналитическое .

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва

Величайший прогресс в психоаналитической технике был производным от основных открытий Фрейда о двойственности переноса; это незаменимый ценный инструмент и это же источник величайших опасностей и ошибок в анализе пациента. Реакции переноса предоставляют аналитику бесценную возможность исследования неприемлемого прошлого клиента и его бессознательного. Перенос также возбуждает сопротивление, которое становится наиболее сильной помехой в работе аналитика. Каждое определение психоаналитической техники неизбежно включает в себя в качестве центрального звена анализ переноса. Реакции переноса присутствуют у всех пациентов, проходящих психотерапию. Психоанализ, но мнению Гринсона, отличается от всех остальных терапий методом, которым он способствует развитию реакций переноса, а также тем, каким образом он предпринимает попытки систематического анализа явлений переноса.

Понятие переноса в психоанализе относится к особому виду отношений с личностью; это тип объектных отношений, характеризующийся переживанием некоторых чувств к другой личности, чувств, которые на самом деле к ней не относятся и которые в действительности обращены к другой личности. На личность в настоящем при явлениях переноса реагируют так, как будто это личность Из прошлого. Перенос есть повторение, новое издание старых объектных отношений (Фрейд 3., 1905), анахронизм, временная погрешность. При переносе имеет место перемещение: импульсы, чувства и защиты по отношению к личности в прошлом перемещаются на личность в настоящем. Перенос - это главным образом бессознательное явление. Личность, реагирующая чувствами переноса, по большей части не осознает, что невольно искажает реальность.

Перенос может состоять из любых компонентов объектных отношений и переживаться как чувства, побуждения, страхи, фантазии, отношения, идеи или защиты против них. Лица, которые являются первоначальным источником реакций переноса, - это значимые и значительные люди из раннего детства. Перенос имеет место как в анализе, так и вне анализа у невротиков, психотиков и здоровых. Все человеческие взаимоотношения содержат в себе некоторую смесь реальных реакций и реакций переноса.

Реакция переноса становится неподходящей лишь в ее теперешнем контексте; в какой-то ситуации в прошлом она была вполне подходящей реакцией. То, что сейчас болезненно проявляется в виде реакций переноса на некую личность в настоящем, точно соответствовало определенному лицу в прошлом. Например, Гринсон приводит в качестве примера свою молодую пациентку, слезами реагировавшую на двух-, трехминутную задержку начала сеанса. Пациентка подумала, что он, должно быть, отдает это свое время другой пациентке-фаворитке. Для тридцатипятилетней интеллигентной и культурной женщины подобная реакция представляется неподходящей, неадекватной. Однако ассоциации привели ее к прошлой ситуации, в которой подобные чувства были вполне уместны. Она пересказала свои реакции, когда, будучи пятилетним ребенком, ждала в своей комнате отца с его прощальным поцелуем и пожеланием спокойной ночи. Она всегда ждала несколько минут, потому что он, как правило, целовал и желал спокойной ночи сначала ее младшей сестре. Тогда она реагировала слезами, сердилась и ревниво фантазировала - точно так же она переживала впоследствии ожидание своего аналитика. Ее реакции были вполне уместными для пятилетней девочки, но совершенно не подходили для тридцатипятилетней женщины. Ключом к пониманию такого поведения является осознание того, что это всего лишь повторение прошлого, то есть реакция переноса.

Реакции переноса являются, в сущности, повторением прошлых объектных отношений. Повторение при этом может пониматься различным образом и, по-видимому, служит множеству функций. Инстинктивная фрустрация и задержка заставляют невротика искать запоздалые возможности для удовлетворения своих потребностей. Но их повторение может также быть и способом избегания воспоминаний, защитой против нежелательных воспоминаний, манифестацией навязчивого повторения.

Перенос - та часть поведения, копирующего что-либо в прошлом, которая делает его неуместным в настоящем. Повторение бывает точным дублированием прошлого, точной копией, переживанием или же «новым изданием», модифицированной версией, искаженным представлением прошлого. Если модификация прошлого проявляется в виде повторения переноса, тогда это обычно происходит в направлении желаемого исполнения. Очень часто фантазии детства переживаются как действительно имеющие место (Фрейд 3., 1914).

Пациенты будут переживать такие чувства по отношению к аналитику, которые могут быть истолкованы как сексуальный соблазн отца, каковой позже проявляется в виде повторения желания, первоначально представленного как детская фантазия. Чувства переноса, которые направлены вовне, обычно превращаются в попытки желаемого исполнения.

Объекты, ставшие первоначальными источниками реакции переноса, являются важными людьми ранних лет ребенка. Обычно это родители или другие воспитатели, дающие любовь, комфорт и наказание, а также братья, сестры и другие соперники. Однако реакции переноса могут происходить и от более поздних и даже современных фигур, но тогда анализ вскроет, что эти позднейшие объекты вторичны и сами произошли из фигур раннего детства.

Все элементы объектных отношений могут быть включены в реакции переноса - любые эмоция, побуждение, желание, отношение, фантазия и защиты против них. Например, неспособность пациента почувствовать раздражение против аналитика может восходить к его детской защите против выражения раздражения. Будучи мальчиком, он узнал, что лучший способ предотвратить ужасные ссоры со вспыльчивым отцом - оставаться самому не сознающим раздражения. В анализе он не знал раздражения, которое скрывалось за его постоянной вежливостью.

Реакции переноса по сути своей бессознательны, хотя некоторые аспекты реакций и могут осознаваться. Индивид, переживающий реакцию переноса, может осознавать, что он реагирует чрезмерно или странно, но он не знает истинного значения этого. Он даже может интеллектуально осознавать источник такой своей реакции, но он не осознает некоторых важных эмоциональных или инстинктивных компонентов.

Все люди имеют реакции переноса. Аналитическая ситуация только лишь способствует их развитию и использует их для интерпретации и реконструкции. Невротики особенно склонны к реакциям переноса, поскольку они вообще люди фрустрированные и несчастливые. Аналитик является главной мишенью для реакций переноса, как и все другие значимые лица из жизни индивидуума.

Таким образом, перенос есть переживание чувств, побуждений, отношений, фантазий и защит по отношению к личности в настоящем, которая не является подходящей для этого, то есть это повторение реакций, образованных по отношению к значимым личностям раннего детства, бессознательно перемещенных на фигуры в настоящем. Две главные характеристики реакций переноса - повторяемость и неуместность.

Неуместность . Возьмем простой пример: пациент рассердился на своего аналитика. Из этого единичного акта невозможно определить, имеем ли мы дело с реакцией переноса. Во-первых, нужно выяснить, не заслужило ли поведение аналитика раздражения. Если пациент раздосадован из-за того, что аналитик прервал его ассоциации, отвечая на телефонный звонок, тогда, по-видимому, не следует рассматривать раздраженность пациента как реакцию переноса. Его ответ выглядит реалистичным, он соответствует обстоятельствам и отражает зрелый уровень функционирования клиента. Это не означает, что реакция пациента игнорируется, но мы обращаемся с нею иначе, чем с явлениями переноса. Мы можем исследовать историю пациента и его фантазии в отношении реакций раздражения, но, несмотря на наши находки, нам стоит напоминать себе и пациенту, что его очевидная реакция на фрустрацию была реалистичной. Если же пациент приходит в ярость, а не просто раздосадован либо если он остается совершенно индифферентным, тогда неуместная интенсивность реакции показала бы, что мы, вероятно, имеем дело с повторением или реакцией из детства, как в том случае, если его досада длится часами или если он реагирует на прерывание хохотом.

Неуместность реакций на текущие события - главный признак того, что личность, которая вызывает данную реакцию, не является решающим или истинным объектом. Это показывает, что реакция, вероятно, соответствует объекту в прошлом.

Интенсивность . Интенсивные эмоциональные реакции к аналитику, как правило, служат показателями переноса. Это верно и для различных форм любви, ненависти и страха. Обычное умеренное, неназойливое поведение, согласующееся с отношением аналитика, реально не вызывает интенсивных реакций. Пациент может быть адекватен при своем интенсивном реагировании, только если поведение аналитика и аналитическая ситуация подтверждают это. Пример: аналитик заснул, слушая клиента. Пациент осознает это и, в конце концов, ухитряется разбудить его, позвав по имени. Пациент приходит в бешенство, когда аналитик не признает свой грех, а интерпретирует ситуацию таким образом,- будто бы пациент, рассказывая так скучно, бессознательно хотел, чтобы аналитик заснул. В данном случае бешенство не есть реакция переноса. Напротив, такая реакция справедлива и приемлема, а любая другая была бы, скорее, признаком переноса из прошлого. Это опять-таки не означает, что реакция пациента не анализируется, но аналитическая цель различна в зависимости от того, имеем ли мы дело с реакцией переноса или же с реалистической реакцией. Более того, во всех интенсивных реакциях, вне зависимости от справедливости их выражения, кроме реалистической надстройки вероятно, есть еще и основание - перенос. В традиционном курсе анализа интенсивные реакции к аналитику являются реальными показателями реакции переноса.

Обратное интенсивным реакциям к аналитику положение - отсутствие реакций - с уверенностью можно рассматривать как признак переноса. Пациент имеет какие-либо реакции, но он воздерживается от них, потому что смущается или боится. Эта очевидная манифестация сопротивления переноса может иметь место в том случае, когда внутри пациента есть сильные чувства, но они репрессированы, изолированы или перемещены. Иногда это требует настойчивого анализа страха эмоционального реагирования на аналитика, прежде чем клиент обретет способность реагировать спонтанно.

Длительное отсутствие чувств, мыслей, фантазий об аналитике есть проявление переноса, сопротивление переноса. Аналитик - слишком важная фигура в жизни анализируемого, чтобы не присутствовать в его мыслях и чувствах в течение значительного отрезка времени. Если же аналитик действительно не важен, тогда «пациент не в анализе». Пациент может проходить аналитическое лечение для того, например, чтобы доставить удовольствие кому-нибудь еще.

Бывает и так, что какая-то другая личность в жизни пациента абсорбирует его интенсивные эмоции. В этом случае отсутствие интенсивных чувств к аналитику не обязательно имеет прямое отношение к сопротивлению переноса. Например, пациент во время первой части анализа свободен от страха эмоционального вовлечения, соучастия, но позже влюбляется. Любовная связь будет, по всей вероятности, включать важные элементы из прошлого пациента, но вклад аналитической ситуации может иметь решающее значение, а может и не иметь. Аналитику нужно исследовать такую ситуацию очень тщательно несколько раз, прежде чем прийти к какому-то заключению. Не влюбился ли пациент для того, чтобы угодить ему? Не влюбился ли он в кого-то, кто. походит на него? Не является ли его влюбленность признаком зрелости? Не кажется ли, что это какая-то реальная надежда на длительные счастливые отношения? Практическое правило, предложенное Фрейдом, гласит, что аналитику следует попросить пациента обещать не делать никаких важных изменений в своей жизни в течение анализа.

Амбивалентность . Все реакции переноса характеризуются амбивалентностью, сосуществованием противоположных чувств. В анализе принято считать, что в случае амбивалентности один из аспектов того или иного чувства является бессознательным. Не может быть любви к аналитику без скрытой ненависти. Не бывает сексуальных стремлений к нему без латентного отвращения^ Амбивалентность легко определяется, когда смешанные чувства по отношению к какому-либо объекту непостоянны и непредсказуемы, подвержены постоянному внезапному изменению.

Амбивалентные реакции также могут иметь место в переносе. Фигура аналитика в представлении клиента как бы расщепляется на хороший и плохой объекты, каждый из которых в сознании пациента ведет самостоятельное существование. Случаи, когда пациенты, реагирующие подобным образом, - а это неизменно наиболее регресси-рованные клиенты - становятся способными чувствовать собственную амбивалентность по отношению к другому целостному объекту, всегда расцениваются как значительное достижение аналитической терапии.

Непостоянство . Другое важное качество реакций переноса - их непостоянство. Чувства переноса часто бывают неустойчивыми, беспорядочными и причудливыми. В особенности это верно для самого начала аналитической работы. Гловер определяет такие реакции как «плывущие» реакции переноса.

Стойкость . Характерной чертой реакций переноса является то, что их природа внутренне противоречива. В ходе анализа пациенты имеют некоторый набор чувств по отношению к аналитику, которые он не будет готов интерпретировать. Эти стойкие реакции требуют длительного анализа, иногда до нескольких лет. Такая большая продолжительность не означает, что аналитическая работа зашла в тупик, так как в течение столь длительного периода могут изменяться разнообразные поведенческие характеристики клиента, могут появляться новые инстайты и новые воспоминания. Пациент вынужден придерживаться этой зафиксированной позиции, потому что затрагиваемые чувства сверхдетерминированы и служат важным защитным инструментом. Эти стойкие реакции могут быть относительно интенсивны, либо, наоборот, слабы.

Стойкость, отсутствие спонтанности являются признаками реакций переноса. Даже в самых лучших, самых эффективных анализах человеческая сущность время от времени будет давать повод для проявлений враждебности, если не проводится работа над позитивным переносом. Аналитическая работа часто болезненна, поэтому у клиента может возникать чувство негодования и злости. Кроме того, реакции переноса исходят из не всегда благополучного прошлого пациента, и поэтому они должны включать в себя значительную долю бессознательной агрессии, которая требует разрядки. Наоборот, сочувствующая нейтральность аналитического отношения не вызывает длительной враждебности у некоторых пациентов. Стойкость и ригидность реакций переноса связаны с комбинацией бессознательной защиты и инстинктивного удовлетворения.

Пять описанных выше качеств - наиболее типичные характеристики, указывающие на реакции переноса. Выделяющейся чертой, которая перевешивает все остальные и включается во все остальные, является неуместность. Неуместность обнаруживается в интенсивности, противоречивости, непостоянности, стойкости, сигнализирующих о том, что в работе имеет место перенос. Это остается верным не только тогда, когда подобные ответы наблюдаются по отношению к аналитику, но также и тогда, когда они возникают по отношению к другим людям. Реакции, которые не соответствуют характеру и месту межличностного общения, есть явления переноса.

Инстинктивная фрустрация и поиск удовлетворения - это основные мотивы для формирования явлений переноса. Удовлетворенные люди и люди в состоянии апатии имеют чрезвычайно мало реакций переноса. Первые могут изменить свое поведение в соответствии с возможностями и требованиями внешнего мира, вторые замкнуты, более нарциссически ориентированы. Невротики же, которые страдают от различных неразрешенных невротических конфликтов, находятся в состоянии постоянной инстинктивной неудовлетворенности и в результате в постоянной готовности к переносу. При подобных обстоятельствах каждая новая личность будет встречаться с позиций сознательных и бессознательных упреждающих либидозно- и агрессивно-напряженных идей. Все это существует уже до встречи пациента с аналитиком, так что история невротика насыщена поведением переноса задолго до того, как он придет за лечением.

Позитивный и негативный перенос

Хотя Фрейд осознавал, что явления переноса.амбивалентны по своей природе, он тем не менее сохранил прежнее деление переноса на позитивный и негативный. Сегодня среди практикующих психоаналитиков это наиболее распространенная классификация.

Термином «позитивный перенос » коротко обозначают реакции переноса, которые состоят преимущественно из любви в любой ее форме или из любых ее предвестников и дериватов. Позитивный перенос существует, когда пациент испытывает по отношению к аналитику какое-либо из следующих чувств: любовь, нежность, доверие, влюбленность, симпатию, интерес, увлечение, восхищение, безрассудную страсть, сильное душевное волнение, сильное желание или почтение. Несексуальные, неромантические, мягкие формы любви способствуют формированию рабочего альянса.

Другая важная форма позитивного переноса имеет место, когда пациент влюбляется в аналитика, что регулярно случается при работе с пациентами противоположного пола. Эта возникающая в ходе анализа любовь удивительно сходна с любовью в реальной жизни. В анализе такая любовь возникает потому, что пациенты имели болезненные любовные переживания в своей прошлой жизни. В свое время эти чувства были репрессированы, но появились вновь в виде любви переноса в процессе анализа. Такая любовь, с определенной точки зрения, более иррациональна и инфантильна в своих манифестациях, чем любовь реальная.

Пациентка, влюбленная в своего аналитика, создает массу технических проблем. Во-первых, главной ее целью становится удовлетворение собственных желаний и она противится аналитической работе над своими нежными чувствами. Во время наиболее интенсивных фаз ее любви бывает очень трудно, если вообще возможно, получить доступ к ее разумному «Эго» и установить рабочий альянс. Аналитику следует потерпеть и подождать, пока сильные эмоции ослабеют. Во-вторых, горячая любовь женщины-пациентки может вызывать чувства контрпереноса у аналитика. Это в особенности справедливо по отношению к молодым, неопытным аналитикам, а также к аналитикам, несчастным в личной жизни. Искушение как-нибудь ответить на любовь либо удовлетворить ее в той или иной форме может оставаться бессознательным. Другим проявлением этого бессознательного искушения бывает грубое обращение с клиенткой, которая возбудила подобные стремления. По мнению Фрейда, в данной ситуации компромисс исключен. Аналитику нельзя допустить даже самого невинного, частичного эротического удовлетворения. Любое такое удовлетворение делает любовь пациентки неанализируемой. Это совсем не означает, что аналитик должен вести себя бесчувственно, бессердечно и бесстрастно. Он может быть тактичным и чутким по отношению к пациентке и ее состоянию и при этом заниматься своей главной задачей - анализированием. Возможно, ни в какое другое время аналитическое отношение сострадания, самообладания, гуманности не является настолько необходимым.

Любовь переноса пациента всегда становится источником сопротивления. Она может противостоять работе анализа из-за настойчивых требований пациента и его стремления к немедленному удовлетворению. В этом случае аналитические сеансы делаются для клиента средством удовлетворения желания близости, и пациент теряет интерес к пониманию и инсайту. Дальнейшее осложнение кроется в том, что пациент станет реагировать на вмешательства аналитика отрицанием и болью, вследствие чего будет сознательно отказываться работать. Техническая задача состоит в обеспечении наиболее полного выражения каждого этапа развития любви пациента, чтобы в нужный момент начать работу над его сопротивлениями.

Другую техническую проблему представляют пациентки, склонные к софистике, которые спрашивают, обычно в самом начале анализа: «Доктор, входит ли в мои обязанности влюбиться в вас?» Следует сначала выяснить источник этого вопроса, как и в случае других вопросов, возникающих в процессе анализа, и не отвечать немедленно. Но в конце концов иногда стоит ответить на этот вопрос, ибо пациент заслуживает некоторых знаний о том, что он «обязан» чувствовать. Лучшим ответом на такой вопрос будет следующее разъяснение: пациент «обязан» руководствоваться правилом свободной ассоциации, то есть позволять своим мыслям-и чувствам перемещаться свободно, без какой-либо цензуры, и докладывать их так аккуратно, как только пациент может чувствовать и думать. Не существует единой модели того, что пациент чувствует, поскольку каждая индивидуальность уникальна. Не существует и способа узнать, какие чувства собирается пережить та или иная пациентка в любой данный момент по отношению к своему аналитику.

Идеализация - другая разновидность позитивного переноса, она имеет место у пациентов обоих полов (Гринсон Р. Р., 1993). Иногда это превращается в возвращение поклонения герою. Идеализации особенно часты у пациентов, потерявших родителей в результате развода или смерти. Отношения поклонения, по мнению Гринсона, скрывают репрессированное отвращение, маскирующее примитивную ненависть. Поверхностная зависть становится, ширмой для презрения, каковое, в свою очередь, скрывает более регрессированную зависть.

Все явления переноса амбивалентны, потому что природа объектного отношения, которое переносится, более или менее инфантильна, а все инфантильные объектные реакции амбивалентны. Однако с амбивалентностью в каждом конкретном случае следует обращаться по-разному, более того, у одного и того же пациента существуют различные виды амбивалентности. Например, можно наблюдать, как определенная пациентка манифестирует преобладание чувства любви и восхищения к своему аналитику, но при этом в ряде случаев обнаруживает также и отдельные явления раздражения или сарказма, растворенные в позитивном контексте. В других случаях пациентка может проходить через периодические колебания отношения к аналитику: например, в течение нескольких недель ее чувства остаются теплыми и любовными, а в последующий период сменяются враждебностью и раздраженностью.

Сексуальные компоненты позитивного переноса часто служат источником наиболее интенсивных и упорных сопротивлений. Пациенты склонны признавать свои эмоциональные реакции по отношению к аналитику, но неохотно осознают чувственные аспекты этих отношений. Более того, весь позитивный перенос, за исключением сублимированных, десексуальных, чувств, будет сопровождаться какими-то либидозными устремлениями. А это означает, что зоны тела, инстинктивные цели и ощущения тела тесно переплетены. Задачей анализа и становится прояснение этих различных элементов и выявление фантазий, перепутанных с сексуальными ощущениями и переживаниями. Очень часто сновидение является наиболее короткой дорогой к скрытым сексуальным устремлениям.

Следует отметить, что в переносе переживаются не только реальные события, но и фантазии прошлого. Очень часто сексуальные реакции переноса повторяют фантазии пациента, пережитые по отношению к родителям.

Позитивные реакции переноса будут продуцировать сильное сопротивление в анализе, если они Эго-синто-ничны. Первые шаги анализа после того, как реакции переноса осознаны пациентом, - сделать их чуждыми «Эго». Задача состоит в том, чтобы дать возможность разумному «Эго» осознать нереалистичность его реакций переноса, их основанность на фантазии и наличие какого-то скрытого мотива. Тогда пациент будет более охотно работать над своими чувствами, пытаться их исследовать с целью проследить формирование этих чувств.

Эго-дистоничные позитивные реакции переноса, однако, также иногда вызывают сопротивление. Пациенты могут испытывать смущение или стыд за свои любовные или сексуальные чувства, будут страшиться отвержения и унижения и, следовательно, скрывать свои переживания. Во всех подобных случаях сопротивления уходят на задний план, который следует раскрыть в первую очередь и анализировать еще до начала изучения либидозных реакций переноса. Следует прежде исследовать смущение пациента или его страх неприятия для того, чтобы затем можно было успешно анализировать другие аспекты переноса.

Термин «негативный перенос » используется для обозначения чувств переноса, которые основаны на ненависти в любой из ее многочисленных форм, ее предшественников или ее дериватов. Негативный перенос может быть выражен как ненависть, гнев, враждебность, недоверие, отвращение, антипатия, негодование, горечь, зависть, неприязнь, презрение, раздражение и т. д. Подобные чувства всегда присутствуют в анализе, хотя часто их бывает значительно труднее раскрыть, чем проявления позитивного переноса. Не только пациент защищает себя от осознания негативного переноса, но и сам аналитик бессознательно «подыгрывает» этому сопротивлению. Тем не менее неудовлетворительно проанализированный негативный перенос является наиболее частой причиной того, что анализ заходит в тупик.

Если рабочий альянс, несексуальная симпатия, доверие и уважение к аналитику делают пациента способным более продуктивно отваживаться на новые инсайты, то негативный перенос вызывает хроническое, глубоко лежащее недоверие, которое может сделать всю аналитическую процедуру болезненной и крайне травматичной для клиента. Если пациент способен вынести этот вид негативного переноса, не поддаваясь импульсу прервать анализ, обычно возникают неявные хронические мазохистские реакции переноса. Пациент терпит суровости аналитической работы для того, чтобы, пройдя через них, покончить с ними. Взаимный рабочий альянс не дает приятного чувства удовлетворения. Пациент подчиняется процедуре анализа потому, что он не способен прервать лечение, но, приходя на сеансы, клиент избегает близости. Подобное избегание является действием сопротивления анализу путем посещения аналитических сеансов. Весь анализ может стать переносимым, потому что это меньшее зло, чем реальное невротическое страдание.

Если рабочий альянс уже установлен, то проявление негативного переноса рассматривается как важный признак прогресса. Переживание вновь враждебности и ненависти к фигурам раннего детства в переносе - наиболее продуктивная фаза аналитической работы при условии, разумеется, что существует хороший, рабочий альянс. Отсутствие негативного переноса или его проявление лишь во временных и спорадических реакциях свидетельствует о несовершенном анализе. Интенсивные и продолжительные реакции ненависти по отношению к аналитику должны появляться и анализироваться до того, как можно будет думать о завершении анализа. Анализ ненависти в переносе настолько же важен, как и анализ любви.

Негативный перенос важен и в других отношениях. Он часто используется для целей защиты - как сопротивление против позитивного переноса. Многие пациенты упорствуют в своих враждебных чувствах, потому~что они используют их как защиту против своей любви. Отсутствие явного негативного переноса поэтому следует считать защитой и сопротивлением. Одним из осложняющих факторов является вероятность того, что контрперенос аналитика вовлечен в предотвращение развития или осознания некоторых форм ненависти. Может быть, аналитик ведет себя таким образом, что пациенту трудно выразить свою враждебность, либо же оба, и аналитик, и пациент, как бы сговариваются смотреть на это сквозь пальцы. Иногда пациенты прикрывают свою враждебность юмором или поддразниванием и сарказмом.

Форма переноса, отмечают В. Т. Кондратенко и Д. И. Донской (1993), во многом зависит от поведения аналитика. Например, аналитики, которые ведут себя по отношению к пациентам с постоянной теплотой и чуткостью, обнаружат, что их пациенты имеют тенденцию реагировать длительным позитивным переносом и в то же. время будут испытывать затруднения при развитии негативного, враждебного переноса. Такие пациенты могут быстро формировать рабочий альянс, но он будет узок и ограничен и помешает переносу расширяться за пределы ранней позитивной формы. С другой стороны, аналитикам, которые имеют тенденцию быть отчужденными и жесткими, часто придется убеждаться в том, что их пациенты быстро и устойчиво формируют одни лишь негативные реакции переноса.

Естественно, отношения между пациентом и аналитиком всегда неравноправны: от пациента требуется, чтобы он искренне выражал свои сокровенные эмоции, импульсы, фантазии, а аналитик должен оставаться относительно анонимной фигурой. Другими словами, аналитическая процедура является для пациента болезненным, унижающим и односторонним переживанием. Если мы хотим, чтобы пациент при таких условиях сотрудничал с нами, нам следует объяснить ему технику анализа, раскрыть в определенной степени свой «инструментарий».

Аналитику необходимо чувствовать определенную близость к пациенту, чтобы быть способным к эмпатии; вместе с тем он должен уметь отстраниться для детального понимания материала пациента. Это одно из наиболее трудных требований психоаналитической техники - альтернатива между временной и частичной идентификацией эмпатии и возвращением на позицию беспристрастного наблюдателя. Для аналитика не должно существовать такой области жизни пациента, куда бы он не мог быть допущен, но эту интимность нельзя сводить до фамильярности.

Техника анализирования переноса

Интерпретация реакций переноса - основной технический шаг при работе с явлениями переноса. Для того, чтобы эффективно интерпретировать перенос, существуют разнообразные необходимые предварительные шаги. Демонстрация, прояснение, интерпретация и тщательная проработка психического события могут считаться «анализированием» данного явления.

Поскольку психоаналитическая техника имеет целью содействовать максимальному развитию всех видов реакций переноса и поскольку явления переноса возникают у пациента спонтанно, наша техника должна включать в себя немешающее, терпеливое ожидание. Здравое использование ожидания в форме молчания является одним из наиболее важных инструментов, способствующих развитию переноса. Тем не менее по сути своей это, строго говоря, манипуляция. Молчание аналитика может помочь пациенту развить и почувствовать с большей интенсивностью реакции переноса. Возможное эмоциональное отреагирование может принести пациенту убеждение в реальности его чувств. Однако молчание аналитика и эмоциональное отреагирование пациента являются, строго говоря, неаналитическими методами, способными также привести и к травмирующей ситуации, и к стойким сопротивлениям, хотя аналитик и «анализирует» их должное время. Только путем анализирования можно нейтрализовать реакцию переноса и, следовательно, проложить путь для других разновидностей и интенсив-ностей переноса.

Определенную роль в управлении переносом играет внушение или намек, который высказывает аналитик. Мы просим наших пациентов свободно ассоциировать и позволять своим чувствам развиваться спонтанно. Тем самым мы внушаем пациенту, что его чувства допустимы и управляемы. Наше молчание будет также означать для него, что он вынесет определенные чувства, какими бы болезненными они ни были, и что все это приведет к успешному концу. Когда мы спрашиваем пациента, не перескажет ли он свое сновидение, тем самым мы внушаем ему, что он действительно видит сновидения и способен запомнить их. Именно внушение, особенно в начале анализа, когда пациент знает совсем немного о нас и о психоаналитической процедуре, поможет пациенту рискнуть пойти с нами дальше. В конечном счете, и чувства переноса, заставляющие пациента поддаваться внушению или манипуляциям, также должны быть проанализированы и разрешены.

Техника анализирования явлений переноса затрагивает некоторые важные вопросы.

  1. Как мы гарантируем естественное развитие переноса пациента?
  2. Когда мы позволяем переносу развиваться спонтанно и при каких условиях необходимо вмешаться?
  3. Когда становится необходимым вмешательство, какие технические меры требуются для анализа реакций переноса?
  4. Как мы содействуем развитию рабочего альянса? Отвечая на эти вопросы, необходимо сформулировать несколько принципов, используемых в анализе для повышения его эффективности. Они касаются преимущественно тактики поведения аналитика.

Психоаналитик как зеркало . В свое время Фрейд дал рекомендацию, состоящую в том, что психоаналитику следует быть как бы зеркалом для пациента. Это сравнение с зеркалом означает, по мнению Гринсона, что поведение аналитика, его отношение к невротическому конфликту пациента должно быть «непрозрачным», не пропускающим обратно к пациенту ничего из того, что он манифестировал. Личные действия и предпочтения аналитика не должны проникать в анализ. В таких ситуациях аналитик устойчиво нейтрален, что дает возможность пациенту продемонстрировать свои искаженные и нереалистические реакции. Более того, аналитику следует, приглушая свои ответы, оставаться относительным анонимом для пациента. Только так можно четко увидеть реакции переноса пациента и отделить их от более реалистичных реакций. Чтобы эффективнее анализировать явления переноса, важно сохранять область взаимодействия между пациентом и аналитиком относительно свободной от контаминаций и артефактов. Любая другая форма поведения аналитика будет затемнять и искажать развитие и осознание явлений переноса.

Нет сомнений, что чем меньше пациент реально знает о психоанализе, тем легче он сможет заполнить чистые места с помощью своей фантазии. И уж конечно, чем меньше пациент в действительности знает об аналитике, тем легче аналитику убедить его в том, что его реакции являются перемещениями и проекциями. Однако при этом следует иметь в виду, что сохранение инкогнито аналитика - вопрос относительный, поскольку все и в аналитическом офисе, и в его обычной работе что-то рассказывает о нем. Не всегда удается утаить даже решимость аналитика оставаться анонимом. Безжизненное или чрезвычайно пассивное поведение аналитика мешает формированию рабочего альянса. Как может пациент позволить своим наиболее интимным фантазиям проявиться по отношению к аналитику, если тот показывает только лишь фиксированную эмоциональную ровность и неизменяемость либо ритуальное следование правилам и установкам? Верно, что знание об аналитике может затруднить развитие фантазий переноса, но строгая отчужденность и пассивность делают формирование рабочего альянса почти невозможным. Они продуцируют невроз переноса, который может быть интенсивным, но трудным и неподатливым. «Правило зеркала» представляет опасность для установления рабочего альянса, если оно доводится до крайности.

Правило абстиненции . Фрейду также принадлежит важная рекомендация проводить лечение с пациентом, находящимся в состоянии абстиненции. Симптомы пациента, которые побуждают его к лечению, состоят частично из отвергаемых инстинктивных импульсов, ищущих разрядки. Эти инстинктивные импульсы будут обращаться на аналитика и аналитическую ситуацию так долго, как долго аналитик избегает предоставления пациенту замещающих удовлетворений. Длительная фрустрация будет индуцировать пациента регрессировать так, что весь свой невроз он вновь переживет в переносе, в неврозе переноса. Однако получение удовлетворений любой значимости, замещающих симптомы, лишит пациента его невротического страдания и мотиваций продолжить лечение.

Для того чтобы обеспечить сохранение адекватной мотивации, психоаналитику необходимо:

  1. постоянно указывать пациенту на его инфантильные и нереалистические побуждения инстинктивного удовлетворения, которое клиент пытается получить;
  2. быть уверенным, что он ни в коем случае, сознательно или бессознательно, не удовлетворяет собственные инфантильные невротические потребности, а также невротические потребности клиента.

Правило «абстиненции », доведенное до крайности, тоже может препятствовать конструктивному рабочему альянсу. Хотя клинические данные подтверждают то, что необходимой предпосылкой для регрессивных реакций переноса является стойкая фрустрация инфантильных желаний пациента, чрезвычайная фрустрация также приводит к бесконечному анализу либо к его прерыванию.

Аналитик - лекарь невротического страдания, а не просто исследователь или беспристрастный сборщик данных, а анализ - ситуация лечения, где анализируемым является пациент. Для того чтобы возникла эмпа-тия, мы должны до некоторой степени почувствовать те же самые эмоции и побуждения, которые чувствует пациент, нужно следить за тем, чтобы демонстрация этого понимания не вызывала страха у пациента. Мы собираем данные, используя эмпатию, но наш ответ должен быть сдержанным. Наша задача состоит в колебании и смешении противоположных позиций: вовлеченного человека, испытывающего эмпатию, беспристрастного сортировщика и осмыслителя данных и сдержанного, но сочувствующего проводника инстайта и интерпретаций. Это и есть в упрощенном виде определение искусства и науки психоаналитической терапии (Гринсон Р. Р., 1994).

Соблюдая правила сохранения инкогнито аналитика и воздержания от удовлетворения переноса, аналитик сможет гарантировать динамику реакций переноса пациента. Однако компетентный психоаналитик является также и человеческим существом со своими недостатками. Трудно себе представить, что какой-нибудь аналитик может сохранять постоянное сочувствие и заботу в комбинации со сдержанностью в течение многих лет без случайных погрешностей и ошибок.

Но для психоаналитической практики существенно, чтобы аналитик осознавал свои недостатки. Ему нужно быть особенно бдительным в тех ситуациях, которые, как он знает, потенциально трудны для него. Если же какая-то ошибка уже имеет место, то это должно быть осознано аналитиком и в подходящее время доведено до пациента. После этого следует тщательно проанализировать реакции пациента на отступление аналитика. Кроме того, психоаналитик постоянно должен быть не только очень внимательным к тому, что происходит с его пациентом, но и честным и скромным, он должен тщательно исследовать собственные личностные реакции.

Таким образом, перед аналитиком стоят одновременно две задачи, в сущности противоположные друг другу, - гарантировать развитие как невроза переноса, так и рабочего альянса. Для того чтобы гарантировать перенос, ему следует сохранять свою анонимность и депривационное отношение к невротическим желаниям пациента. Для того чтобы гарантировать рабочий альянс, он должен сохранять права пациента, высказывать постоянно терапевтическое отношение и вести себя гуманно. Это необходимые условия. Случающиеся ошибки требуется осознавать и делать частью предмета анализа.

В процессе общения с пациентом на каком-то этапе анализа появляется перенос -трансференс, который заключается в том, что, не отдавая себе отчета в происходящем, пациент начинает видеть в аналитике не его, а кого-то другого. Обычно в этой роли выступает значимый человек из прошлого - фигура матери отца, родственника, учителя, человека, с которым могут быть связаны как отрицательные, так и положительные переживания.

Общаясь с психоаналитиком, пациент через какое-то время начинает автоматически переносить на него переживания, связанные с прошлой жизнью. Он видит в аналитике какую-то фигуру или часть фигуры из своего прошлого и, входя в этот процесс, во все большей степени «включает» повторные переживания ситуаций, которые когда-то происходили в его жизни.

Аналитик выступает в этом процессе, с одной стороны, как человек, который должен интерпретировать бессознательные процессы, а, с другой, - становится объектом процессов, которые проецируются на него. Перенос возникает при любом сколько-нибудь длительном контакте с пациентом.

Концепция переноса получила широкое освещение в литературе. Достаточно подробный обзор исследований переноса, охватывающий период до второй половины XX века, был представлен ОГГ"ОМ (1954).

Freud (1917) выделял в переносе три основных критерия: неадекватность, сопротивление и фиксацию на прошлом. Freud подчеркивал, что перенос неадекватен, так как не соответствует по содержанию месту и времени аналитической ситуации.

В своем отношении к переносу Freud всегда старался уменьшить влияние аналитика и аналитической ситуации на базисные характеристики переноса. В своих ранних работах он называл перенос «ложной связью» между врачом и фигурой, появляющейся из прошлого пациента. Freud называл проявления переноса «компульсией и иллюзией» (Brener, Freud, 1883-1895), которые «растворяют» значение анализа.

Freud (1917) писал: «Мы преодолеваем перенос, указывая пациенту, что его чувства не возникают из настоящей ситуации и не относятся к личности врача, а повторяют что-то случившееся с ним раньше» (с.443-444).

В то же время в работе 1900г. Freud высказывает утверждение, фактически открывающее возможности принципиально иных интерпретаций переноса: «Бессознательная идея как таковая почти не способна войти в пресознание.. .она может только вызвать... там эффект, установить связь с идеей, которая уже относится к пресознанию, перенося на нее свою интенсивность и позволяя себе «быть покрытой» ею» (с.562).

Freud считал, что переносы в сновидениях возникают посредством перемещения катексиса с бессознательного желания на остатки впечатлений, полученных в течение прошедшего накануне дня. Можно предполагать, что такой же процесс может возникать и в аналитической ситуации. Резидуальные переживания аналитической ситуации оказываются избирательно связанными с бессознательной идеей, становятся местом фиксации переноса (Loewald, 1960).

Критерий сопротивления в переносе подчеркивается в определении Chessick"a (1986): «Перенос представляет собой форму сопротивления, при которой пациенты защищают себя от воспоминания и обсуждения своих инфантильных конфликтов посредством высвобождения их».

Fenichel (1954) предложил определение переноса, которое было акцептировано многими и в связи с этим получило широкое распространение: «При переносе пациент неправильно понимает настоящее в терминах прошлого, стремится, не распознавая природы своих действий, оживить прошлое и прожить его более удачно, чем он это совершил в детстве. Он «переносит» прошлый подход на настоящее».

Stolorow, Lanchmann (1985) рассматривают перенос в качестве «организующей активности». Они исходят из концепции, что пациент, находясь в терапевтических отношениях с аналитиком, включает эти отношения в свою психику, ассимилирует влияние аналитика. С точки зрения авторов, перенос в своей основе не является регрессом, перемещением, проекцией или нарушением, а «ассимиляцией аналитических отношений в тематические структуры. субъективного мира». Перенос отражает универсальное стремление человека организовывать приобретаемый опыт и создавать значения, а не сводить к драйву повторения прошлого, ради самого повторения.

Долгое общение с пациентом приводит к тому, что аналитик невольно начинает включаться в контакт с ним на глубинно психологическом уровне. Развивается контрперенос на пациента.

Laplanche, Pontalis (1988) определяют контрперенос как «целостную бессознательную реакцию аналитика на анализируемого пациента, особенно - на его перенос». Таким образом, перенос и контрперенос дефинируются как тотальные реакции пациента и аналитика друг на друга.

Freud (1910) считал контрперенос «результатом влияния пациента на бессознательные чувства аналитика». Относясь отрицательно к контрпереносу, Freud рекомендовал в целях ослабления его влияния прохождение аналитиком персонального анализа.

В постфрейдовский период в литературе дискутируется вопрос о возможности и необходимости использования контрпереноса в аналитической терапии. Контрперенос оценивается как чрезвычайно важный процесс, который имеет ключевое значение не только в лечении пациента, но и для личностного роста и профессионального совершенствования аналитика (Little,1951; Searles, 1975; Gorkin, 1987; Bollas, 1987; Maroda, 1994 и др.).

Одна из центральных проблем этого положения заключается в ответе на вопрос: следует ли аналитику раскрывать перед пациентом возникновение, содержание и динамику контрпереноса. В этом контексте Benedek (1953) обращала внимание на отрицательные последствия игнорирования аналитиком того факта, что пациент в процессе аналитического лечения постепенно начинает разбираться в переживаниях аналитика и его психическом состоянии.

Tauber (1954) придерживался того же мнения, указывая, что, если аналитик занимает пассивную позицию, сохраняет роль инкогнито, то пациент, как правило, также не раскрывает себя. Автор полагает, что раскрытие содержания контрпереноса способствует успеху анализа, помогает «добраться до истины».

В то же время Langs (1978), Kohut (1971) и др. проявляют в этом вопросе сдержанность. С одной стороны, они придают большое значение эмпатизированию пациента, с другой - стараются сохранять инкогнито аналитика.
Langs относится к содержанию контрпереноса как к табу.

Tansey и Burke (1989) выделяют по данным литературы три подхода в отношении к раскрытию контрпереноса:
1. консервативный (Reich,1960; Langs,1978 и др.);
2. умеренный (Greenson,1974; Winnicott,1949 и др.) и
3. радикальный (Little,1957; Searles, 1973 и др).

Сторонники консервативного подхода считают, что контрперенос полезен для аналитика, но его раскрытие вредно как для пациента, так и для аналитика.

Умеренный подход допускает «дозированное» периодическое раскрытие в подходящих для этого ситуациях.
Радикальный подход относится к раскрытию переноса как к интегральной части аналитического процесса.

Gorkin (1987) выделяет несколько причин, определяющих необходимость раскрытия контрпереноса. К ним относятся, в частности, подтверждение чувства реальности у пациента; преодоление состояния застоя и пассивности в аналитическом процессе; усиление честности и искренности аналитика.

aroda (1994) считает, что раскрытие контрпереноса необходимо для стимулирования у пациента процессов осознавания и акцептации истины. Аналитик, находясь в контакте с пациентом, определяет с его помощью наиболее подходящий временной период раскрытия с целью «не перенагружать» пациента проблемами.

С точки зрения Little (1951), раскрытие переноса приводит к более раннему распознаванию конфликтов, создает благоприятные условия для более глубокого эмоционального переживания; разрушает возникающие в процессе анализа патовые ситуации; способствует эмпатическому прорыву в терапевтических отношениях. Little рассматривает контрперенос в качестве «движущей силы» в аналитической терапии. Контрперенос определяет, по мнению автора, успешную комбинацию стремлений id как пациента, так и аналитика, в связи с особой идентификацией аналитика с пациентом.

Searles (1975) обращает внимание на то, что пациенты, регрессировавшие в процессе анализа на ранние уровни функционирования ego, рассматривают аналитика как переносную мать ("transference mother") и проявляют потребность «лечить» аналитика. В связи с этим Searles подчеркивает обостренную способность пациентов бессознательно воспринимать «болезненные компоненты» аналитика и интроецировать их во время симбиотической фазы лечения.

Bollas (1987) также акцентуирует значение взаимной регрессии в аналитических отношениях, так как при этом создаются условия для глубокой эмпатии.

Bollas считает, что только делая хороший объект (аналитика) временно «безумным», пациент убеждается в том, что «аналитик побывал там, где он (пациент) находился, выжил и сохранился неповрежденным с чувством собственного Self a». В этом смысле в анализе необходимы временные ситуации переноса - контрпереноса, «в которых пациент и аналитик «безумны» вместе, за чем следует взаимное лечение и взаимное становление ядерного Self a».

В то же время Racker (1968) усматривает опасность в использовании контрпереноса при появлении у аналитика бессознательной потребности удерживать пациента в болезненном состоянии и после фактического минования нарушений, с целью повторного переживания успехов в лечении.

В целом интерпретация контрпереноса усиливает значение отношений в аналитической ситуации, включая защитное дистанцирование и личную анонимность, к которой привыкли многие аналитики. Контрперенос заставляет аналитика активно и творчески перерабатывать свои чувства, мысли и даже бессознательные желания.

По мере формирования переноса активизируется бессознательное и усиливаются сновидения. Сны становятся не только более частыми, но и более яркими. Поскольку сновидения обладают большой информативностью, необходимо использовать их. Тем не менее, следует принимать во внимание, что у некоторых людей проникновение в бессознательное может активизировать не только индивидуальное, но и более глубинное бессознательное, что может спровоцировать возникновение психических расстройств.

Классический психоанализ основан на постоянном собеседовании. Существует большое количество пациентов, с которыми говорить крайне трудно или невозможно. Такие «неанализируемые» пациенты имеют следующие характеристики: они подозрительны, не доверяют словам, их предшествующий жизненный опыт научил, что слова - это декорации, за которыми может ничего не стоять. «Мало ли что он говорит!» -думает пациент. «Он говорит это потому, что должен чем-то заполнить время. Какое это имеет значение для меня?». Некоторые пациенты формально соглашаются с аналитиком, абсолютно не работая над собой. Часть из них может отвергать врача, он может вызывать у них раздражение. В таких случаях психоанализ крайне затруднен. Наряду с этим встречаются интуитивные люди, обладающие способностью эмпатизировать отношение к себе и диагностировать даже незначительные элементы формализма, что имеет большое значение при анализе переноса и контрпереноса. С этой категорией пациентов работают психотерапевты, использующие бессознательную коммуникацию.

Но и в обычной жизни: в любовных отношениях , во взаимоотношениях в семье , на работе, в любом другом общении и взаимодействии людей. Что часто приводит к непониманию друг друга , ссорам и конфликтам на пустом месте, и другим проблемам в отношениях .


Широко используют перенос и контрперенос , в своей практике, психологи, психотерапевты и психоаналитики, для исследования давних проблем клиента, для отработки негативных переживаний и завершения незаконченных ситуаций, словом, для осознанного оказания психологической помощи .

Может ли психолог обидеться на клиента — перенос и контрперенос в психологии, психотерапии, психоанализе

Вопрос психоаналитику : «может ли психолог обидеться на клиента в процессе оказания психологической помощи, в процессе консультирования?»

Здравствуйте,.. мне нужен взгляд со стороны. Я хожу к психологу уже около двух лет, и на последней консультации произошел конфликт. Суть которого в том, что я не смогла принять его мнение, точку зрения,.. получилось вроде как, что я не готова была принять иное мнение кроме того, что есть у меня.

Он попытался надавить, и тогда я закрылась. Я пыталась продолжать вроде как ничего не произошло. И он не выглядел задетым. Абсолютно как всегда. Я высказала вслух, что ощущалось давление с его стороны. На что он высказал свою обиду, которая заключалась в том, что он оказался неуслышанным. Вернее… с его слов, я вроде как косвенно посоветовала ему засунуть свое мнение куда подальше. Из-за чего получилось, что я могу принимать мнение другого человека, если только оно не отличается от моего собственного.

После этого я не могла избавиться от ощущения, что на меня нападают. Мне стало очень плохо и больно. И обидно, что меня вроде как обвиняют в чем-то… я не понимала, что со мной происходит. Утратила способность хоть сколько-нибудь видеть ситуацию. Из-за этого — ощущение замешательства и тупика появилось.


Когда мне удалось выбраться из ступора мы попытались сравнить произошедшее с тем, что обычно происходит в отношениях с моим молодым человеком. Все это время психолог оставался обижен, я слышала это по интонации голоса, хоть он и продолжал пытаться вывести меня к каким-то ответам.

Все, что я поняла, что произошедшее в точности повторило все те конфликты, которые случаются раз за разом с моим парнем. Схема которого в том, что человек выдвигает свое какое-то видение чего-либо, но я к примеру считаю иначе и соглашаться не хочу. Тогда я начинаю чувствовать изолированность. Закрываюсь сперва. Потом, если человек настаивает на своей точке зрения, усиливается ощущение изолированности и будто он пытается нападать, тогда я защищаюсь и потом впадаю в ступор, внутри дикая боль и обида, сначала я злюсь на другого. Затем… каким-то образом начинаю злиться и обижаться на себя. Вернее… это можно назвать самобичеванием.

Я с такой силой на себя набрасываюсь и начинаю обвинять даже в том, что может не касаться ситуации. Обобщаю свою жизнь в целом, из-за чего становится еще хуже и больнее. И воспринимается все это… как ненависть и тирания со стороны другого человека. Я не знаю как остановить это. У меня есть ощущение, что мой психолог спровоцировал подобную ситуацию чтобы вывести все эти чувства на поверхность. Так чтобы я сама смогла их увидеть и отдавала себе отчет в увиденном.

Помогите, скажите, может ли психолог обижаться? И насколько вероятно, что мой психолог в самом деле пытался мне помочь? Потому что если это не был психологический прием, то получается, что он поставил свои эмоции выше моего состояния? Наблюдал как мне больно…

Я ушла вся в слезах, внутри все разрывалось от боли, досады и беспомощности. Было ощущение, что мне дали пинка под зад… Самое неприятное, что я понимаю, вся ситуация значительно отличалась от того, что происходило с моим парнем лишь одним — психолог отказался принимать мою точку зрения. Я отказалась извиняться. И я совсем запуталась…

Перенос и контрперенос в психологии, психотерапии, психоанализе — может ли психолог обижаться на своего клиента

Если понимать обиду в житейском смысле, как это бывает в обычных отношениях, то, конечно, профессиональный психолог не может и не должен обижаться на своего клиента.
Другое дело если Вы восприняли его, после обострения ситуации, как обиженного…здесь, как раз, может быть эффект переноса и контрпереноса , часто применяемых в психотерапии и психоанализе. Но психолог должен осознавать этот процесс и управлять им, чтобы не причинить Вам дополнительную боль и расстройства.

Если же он сам не осознает происходящее и не контролирует ситуацию, то процесс превращается в психологическую игру, похожую на ту, в которую Вы играете со своим парнем. Как это странно не прозвучит, но Ваш «выигрыш» в этой игре, как раз ощущение получения пинка и набор негативных эмоций. Самая обычная развязка такой игры — прерывание отношений, со скандалом или без, не важно.

На схеме показаны перенос и контр перенос во время общения — подробнее смотрите трансакционный анализ и психологическую игру в Спасение по драматическому треугольнику Карпмана.

Если желаете, то я могу Вас проконсультировать подробнее, и помочь решить Вашу психологическую проблему ОНЛАЙН или посредством анонимной

Поделиться: